Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+24+14
Иерусалим
+22+11

Мнения

А
А

Ноев ковчег для нового человека

Юваль-Ной Харари, самый знаменитый израильтянин, уже вошедший в число ведущих мыслителей мира, явно старается выполнить свою невыполнимую миссию. Oн упорно пытается предупредить человечество о грядущей катастрофе.

10.01.2019
Источник:Детали
Creative Commons

Читайте также

Юваль-Ной Харари, самый знаменитый израильтянин, уже вошедший в число ведущих мыслителей мира, явно старается выполнить свою невыполнимую миссию. Как и его библейский тезка, он упорно пытается предупредить человечество о грядущей катастрофе и даже набросал модель возможного ковчега.

Ученый уже описал краткую историю славного прошлого, ("Краткая история прошлого"), ярко представил картину аполикаптического будущего ("Человек божественный"), а в своей недавней книге "21 урок для 21 века" предлагает чертежи для постройки корабля, на котором еще можно спастись.

Довольно сложно описать в одной статье содержание этих работ, которые безусловно стоит прочитать тем, кто озабочен не только своим будущим, но и будущим своих детей. Гораздо интереснее представить основные идеи очередного еврейского пророка, которые лежат в основе его ковчега, чтобы разобраться, стоит ли покупать билеты на этот корабль или заняться постройкой своего.

К чести Харари, он не провозглашает свою модель единственно возможной, а, напротив, предлагает всем вместе подготовиться к тому, чтобы грядущий потоп не смыл беспечное человечество в киборгпространство.

Победа над основными проблемами прошлого может стать прологом нашей гибели в будущем. Опираясь на статистику, Харари показывает главные угрозы прошедшего времени: голод, эпидемии и войны уже не смертельны для современной цивилизации. Сегодня больше людей страдает от переедания, чем от недоедания. От старости умирают намного больше, чем от различных болезней. И, наконец, несмотря на кровавые войны, ужасающие теракты и криминальные страсти, от них погибает намного меньше людей, чем общее число тех, кто покончил жизнь самоубийством.

И теперь человечество движется дальше к решению трех главных вызовов XXI века.

Первое – увеличение продолжительности жизни, предположительно вплоть до обретения бессмертия.

Второе – воплощение права каждого человека на счастье, стремление к которому, кстати, записано в Декларации независимости США.

Третье, вытекающее из первых двух – обретение божественности. К этому приведет получение возможности изменять свое тело или творить себе подобных. Харари называет это "стать подобным богам… В недалеком будущем, возможно, будут созданы сверхчеловеки, которые превзойдут древних богов не только технической оснащенностью, но и телесными и умственными способностями",- полагает ученый. К этому ведут уже известные науке пути: биоинженерия, киборгпространство и создание неорганических существ.

Последовательно рассматривая все направления этого проекта, Харари убедительно демонстрирует, как реализация каждого из них приведет к тому, что человек в его нынешнем виде исчезнет с лица планеты, так что некому будет даже высадиться в случае чего на гору Арарат.

Логика доказательств исследователя заключается в следующем. В конце XX века гуманизм, развивавшийся на протяжении последних 300 лет, прославляющий жизнь, счастье и силу индивидуальности в качестве главной ценности, фактически выиграл схватку с остальными идеологиями.

Однако, по мнению Харари, идеалы гуманизма несут в себе существенный изъян, который, будучи близок к своему апофеозу, может разрушить человечество. Он показывает, как, благодаря разуму, человек завоевал мир, подчинив себе животных. Как затем "Хомо сапиенс" проникся гуманистическими идеалами о том, что весь мир вращается вокруг него. И, наконец, каким образом поиск бессмертия, блаженства и божественности разрушит гуманистический порядок, и что может занять его место.

Любопытный пример парадоксальности рассуждения Харари дает его краткая история XX века. Он рассматривает ее, как борьбу трех ветвей гуманизма: либерального, социалистического и эволюционного (как он характеризует фашизм).

Как и во всех своих парадоксах, Харари весьма логичен. Действительно, все эти три "гуманистические религии", отринув Бога, поставили в центр внимания удовлетворение желаний индивидуума. Разными были только механизмы осознания и удовлетворения этих желаний.

При капитализме свободный рынок и демократические выборы выполняли волю отдельного избирателя и потребителя. При социализме потребности человека пытались удовлетворить с помощью коллективных организаций, плана и централизованнового распределения ресурсов. А в нацистской Германии положились на то, что фюрер, будучи сам простым солдатом, лучше других знает волю отдельного немца и всего народа в целом. А она состояла в том, что арийская раса вместе с Германией превыше всего.

В конечном счете либеральный гуманизм выиграл эту борьбу и уперся в собственные пределы. Нынешние темпы развития биологии и информационных технологий ведут к тому, что люди утратят свою экономическую и военную ценность для системы в целом; появится целый класс бесполезных для общества людей, которых будет нечем занять; отдельные индивидуальности будут по-прежнему высоко цениться, но это будет небольшой класс усовершенствованных сверхлюдей, а не представители масс.

Предвидя это, гуру из Силиконовой долины уже готовят новые идеологии, призванные заполнить будущий вакуум: техногуманизм и датаизм ( от big date – большие массивы информации). Техногуманизм видит выход в том, чтобы с помощью новых технологий создать новую модель человека.

Но, как пишет Харари, это всего лишь новая оболочка для эволюционного гуманизма: если Гитлер и другие пытались вывести сверхчеловека с помощью селекции и этнических чисток, техногуманизм надеется достичь этого с помощью генной инженерии, нанотехнологий и нейрокомпьютерных интерфейсов. Другими словами, "миллионы лет мы были сильно усовершенствованными шимпанзе, а можем стать сильно увеличенными рабочими муравьями".

Второй кандидат на заполнение вакуума, который вообще далек от гуманистических корней – это религия больших данных. Ее приверженцы утверждают, что свобода информации обеспечивает реализацию трех главных идей гуманизма : свободы, равенства и братства. Поэтому вся власть – информации. Здесь, по мнению Харари, таится большая опасность, как и в проблеме любой власти. Хотя датаисты утверждают, что поток информации свободен сам по себе, однако всегда есть те, кто управляет потоком. Кстати, одно предсказание Харари уже сбылось: еще в 2015 году он фактически указал, что умелое использование "Фейсбука" при анализе массива данных может повлиять на итоги выборов в США.

Еще одно следствие из датаизма: если организмы – это ни что иное, как алгоритмы, зачем нам человек, если есть алгоритмы.

Какие практические выводы может сделать рядовой обыватель перед лицом этих угроз? Большинство экспертов, включая самого Билла Гейтса, выделяют два урока. Первый – не надеяться на современное образование, а быть готовым к постоянным изменениям; второй – не полагаться на те потоки информации, которые невозможно проверить.

Если продолжить аналогию с библейским Ноем, который предостерегал человечество от греха, то стоит согласиться и с нашим Ноем. Преклонение перед интеллектом – грех. И, в первую очередь, упорное следование научной картине мира, как непогрешимой истине. Средневековая наука тоже упорно навязывала человечеству свои взгляды, которые оказались ошибочны.

Второе – следуя классическим методам прогнозирования, Харари во многом экстраполирует нынешние тенденции развития на будущее. Хотя, как историк, он должен знать, что нет большей ошибки, чем эта. Если следовать подобной логике, сегодня в мире должны были главенствовать исламская цивилизация и Китай, бывшие к началу XV века лидерами по территории, человеческим ресурсам, уровню науки и культуры. Но европейцы смогли развить новые способности, позволившие сначала отбросить ислам, а затем фактически покорить Китай.

Точно так же другой ответ на вызов искусственного интеллекта – это развитие сверхчеловеческих способностей как в области сверхчувственных способностей, так и в области творящей межличностной коммуникации, способной конкурировать с машинными сетями.

О построении человеческих мегамашин много писали английский исследователь Л. Мамфорд и российский ученый Г.П. Щедровицкий. Современный европейский философ Армен Тыугу в работах “Дети индиго: новое поколение?” и “Жизненные задачи” развивает теорию развития логики чувств и логики воли, оспаривая выводы о том, что чувства всего лишь раздражение биохимических импульсов, а свободная воля превратилась в миф под натиском алгоритмов.

Еще одна ключевая проблема, поднятая Харари, чем занять людей, у которых отпадет необходимость в работе, была решена еще в Древней Греции: лучшее времяпровождение для свободного человека – это философия.

Подводя итог, к философским построениям израильского Ноя можно отнестись двояко: сесть в его ковчег-2 или остаться на берегу.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке