Расследование премьер-министра: 4000 неувязок
Фото: Getty Images
Расследование премьер-министра: 4000 неувязок

Во всем, что касается освещения дел, ведущихся против премьер-министра Нетаниягу, те из СМИ, что, похоже, возомнили себя добровольной пресс-службой полиции и прокуратуры, иной раз, умудряются перескочить с одного нарратива на другой, даже проворнее, чем государственные свидетели успевают сменить версию своих показаний. 

Стоит лишь нам услышать, будто "дело 2000 - самое надежное и верное из всех", как уже на следующий день оказывается, что "жаром пышет дело 4000, в то время как по делу 2000 наскрести серьезное обвинение весьма затруднительно". Так, раз за разом меняется версия, оставляя у стороннего наблюдателя ясное ощущение того, что единственным и неизменным фактором во всех этих делах является лишь мотивация следователей и услужливая лояльность их добровольных "пресс-секретарей". 

Причины этого понять не сложно. "Дело 4000" (обвиняющее премьера в том, что он получал положительное освещение на сайте "Валла" в обмен на преференции его владельцам), представленное широкой публике, как самый, что ни на есть "цимес", в котором мол, присутствуют и "цифры", и "неопровержимые факты", на деле изобилует внутренними противоречиями и неувязками. 

Дело там даже не столько в вопиющей выборочности и предвзятости обвинения, связанного с якобы "симпатизирующим освещением" (как показало расследование портала "Мида", сомнительно, что подобное освещение вообще имело место), сколько в том, что рассмотрение политических решений, как выгодных тому или другому игроку само по себе крайне проблематично. 

В прошлом мне уже приходилось писать о том, насколько запутанным и сложным является рынок коммуникаций и связи, где любое решение хорошее для одного игрока, становится плохим для другого. Поэтому, если считать решение о слиянии корпораций "Безек" и "Йес" взяткой, якобы преподнесенной Нетаниягу магнату Яловичу, окажется, что прежние министры связи, "тормозившие" подобное решение, вроде как подкупали его конкурентов, включая корпорацию "HOT", непонятным образом получившую особые льготы по ходу внедрения реформ на рынке связи. 

Более того, бывшие высокопоставленные чиновники министерства связи все как один по уши завязаны во всевозможных конфликтах интересов. Так, например, бывший генеральный директор министерства Ави Бергер, в прошлом работал в компании сотовой связи "Партнер", а сейчас является консультантом другой аналогичной компании - "Селком". Херн Леваот - в прошлом заместитель гендиректора министерства по экономическим вопросам, до своего назначения  занимал высокопоставленную должность в компании "Эксфон". И есть еще многие другие, в том числе и те, кто входил в государственные комитеты, оказавшие колоссальное влияние на коммуникационный рынок и на его расклады в интересах тех или иных компаний или же, наоборот, им в ущерб. 

Но и это еще не все. Как последовательно показал в материалах последних недель журналист израильского экономического издания "Глобс" Эли Ципори, аргументация обвинений, выдвигаемых по делу 4000, крайне далека от того, чтобы считаться безупречной. 

Так, например, вопреки утверждениям о том, что, мол, пока Нетаниягу не возглавил  министерство, высокопоставленные чиновники министерства сопротивлялись слиянию корпораций "Безек" и "Йес", Ципори выяснил, что подтверждающих это официальных документов не существует. Более того, с тех пор, как Нетаниягу стал министром связи, обе корпорации - и "Безек", и "Йес" (якобы получившие от Нетаниягу преференции), несут высокие и постоянные убытки — как по части доходов, так и по количеству клиентов, что очевидно не слишком согласуется с утверждениями о "выгодах", предоставленных "Безеку" премьер-министром. 

Ципори также обнаружил, что д-р Асаф Эйлат, ключевая фигура в одобрении сделки о слиянии названных выше корпораций антимонопольным комитетом, вообще ни разу не был вызван для дачи показаний. При том, что, как выясняется, его показания доказали бы отсутствие какого бы то ни было давления на принятие решения со стороны Нетаниягу. 

Вот только открытия Ципори, равно как и скептические голоса в самой прокуратуре не получают широкого освещения в мэйнстримных СМИ. Вместо этой аргументированной и ясной информации, общество подвергается непрерывной бомбардировке заявлениями неких "близких к следствию источников", накачивается выборочными утечками материалов  следствия и глушится хитроумными манипуляциям с цифрами и фактами. В свою очередь, журналисты вроде Ципори, практически полностью исключены из публичного дискурса. Наоборот, все те,  журналисты, кто допущен к освещению дел премьер-министра, под любыми предлогами старательно избегают с ними дискуссий. 

Цель этих манипуляций общественным сознанием, разумеется, ясна. Никаких усилий докопаться до истины, здесь нет. 

Есть попытка любой ценой вынудить находящегося под нечеловеческим давлением генерального прокурора принять решение о подаче обвинительного заключения против Нетаниягу. 

Не случайно "расследование" 10 канала израильского телевидения (к слову, не содержавшее ничего нового, лишь перепевы прошлых репортажей) вышло в эфир в ту самую неделю, когда были опубликованы рекомендации полиции по делу 4000. 

Все было спланировано той же самой рукой, что инструктирует добровольных "пресс-секретарей" в СМИ. И генеральному прокурору Мандельблиту также очень хорошо известно, что рука эта может, как вознаграждать, так и, не дай Бог, наказывать. 

Акива Бигман, Исраэль ха-йом 

Перевод Александра Непомнящего

counter
Comments system Cackle
Загрузка...