Читайте также
Экономическое издание "Глобс" вряд ли кто назовет правой прессой. Оно – одно из мейнстримовских СМИ. Тем удивительнее выбор "Человека года", который по традиции делает эта газета. "Человеком 2018-го года" по версии "Глобс" стал… Авигдор Либерман. Сразу два автора – Стелла Корин Либер и Юваль Азулай в своих статьях объясняют столь неожиданный выбор издания. Прочитав их аргументы, трудно с ними не согласиться, хоть я, как, наверное, и сами эти журналисты, не являюсь, при всем к нему уважении, поклонником этого политика и уж точно не голосую за НДИ.
Стелла Корин Либер озаглавила свою статью весьма многообещающе: "Всего лишь еще одно маленькое препятствие на пути к посту главы правительства". Да-да, автор на полном серьезе считает шансы Либермана на главный пост в стране вполне реальными. Она пишет: "Он проделал большой путь от "нового репатрианта", "русского", правого с тяжелым акцентом, вопреки всем шансам, дискриминации и предубеждениям, царящим здесь". Корин Либер полагает, что Либерман уверен: в определенный момент в Израиле не окажется кого-либо "более опытного, правого, ответственного, приемлемого и известного здесь и в мире".
И действительно, в кнессете нового созыва вполне может создаться ситуация, когда именно Либерман, вопреки опросам и популярности в израильском обществе, может оказаться самым реальным претендентом на пост главы правительства. Например, в случае, если будет принят так называемый "закон Гидеона Саара", который усиленно продвигает нынешний Ликуд. Закон призван воспрепятствовать претензиям политика, чьим именем неофициально назван этот закон, на пост премьер-министра. Согласно этому законопроекту, президент может поручить формирование правительства лишь главе партии, а не любому депутату, как это было до сих пор.
Кстати, сам Авигдор Либерман решительно возражает против этого закона.
Теперь представьте ситуацию, когда Нетаниягу, победив на выборах и сформировав правительство, спустя некоторое время в связи с предъявлением ему уголовного обвинения будет вынужден оставить кресло главы правительства по требованию юридического советника правительства или БАГАЦа. При этом он остается лидером Ликуда. При том же составе коалиции, который существовал совсем недавно, самым реальным претендентом является Либерман. Ясно, что лидеры религиозных партий на этот пост претендовать не будут. Остаются Кахлон, Беннет и Либерман. Из них – самым опытным является Либерман. Ведь он за долгие годы в разных правительствах побывал министром во всех главных сферах управления государством. Он дважды был министром экономического блока – инфраструктур и транспорта – в правительствах Шарона и Ольмерта. Он сведущ в вопросах дипломатии, и хотя назначение "экстремиста" на по высший дипломатический пост было воспринято в зарубежных столицах настороженно, вскоре он продемонстрировал дипломатический такт и достойно представлял Израиль и на Даунинг стрит 10, и в Елисейском дворце, и в Кремле… И, наконец, он два года провел в кресле министра обороны и глубоко ознакомился с этой сферой.
Ни Кахлон, ни Беннет не могут похвастать таким послужным списком.
Корин Либер вспоминает, что, когда Либермана назначили министром обороны, многие в Израиле восприняли это с ужасом. Боялись, что новый "крутой" министр немедленно развяжет войну или предпримет крупномасштабную военную операцию.
Но прошло несколько месяцев, и Либермана увидели совсем в другом свете. Вот каким он предстал, по мнению автора статьи: " Рациональный, взвешенный, уважающий решения БАГАЦа, предложивший арабам Израиля формулу "кнута и пряника". Да, Либерман ушел в отставку с поста министра обороны. Но, по мнению автора, это - вспомним заголовок ее статьи – "всего лишь еще одно маленькое препятствие на пути к посту главы правительства".
Деятельности "человека года" Либермана на посту министра обороны посвятил свою статью другой автор "Глобс" - Юваль Азулай. Статья тоже носит длинное эффектное название: "Человек, который научился различать оттенки серого". Надо же, название бестселлера "50 оттенков серого" стало расхожим "мемом", как теперь принято говорить.
Автор отмечает, что, заступив на пост министра обороны, Либерман продемонстрировал, что он прекрасно понимает: в положении Израиля в сфере безопасности есть "пятьдесят оттенков серого". И черно-белое видение, присущее Беннету, опасно для страны.
Азулай перечисляет "деяния" Либермана на посту министра обороны. Это - создание отдельного рода войск – ракетных. Потому что, по мнению военных специалистов, именно эти войска будут определять характер и исход возможных будущих войн. Это - выделение средств и продвижение создания лазерных противовоздушных средств, которые должны значительно удешевить противостояние вражеским ракетам по сравнению с дорогостоящей системой "Железный купол". Наконец, это установление нормальных деловых отношений министра с генштабом, чего в Израиле не было уже давно. Выбор нового начальника Генштаба, благодаря министру, обошелся без традиционного (увы) скандала, прошло тихо, без исков в БАГАЦ и громких разоблачений в прессе. Сравните, кстати, с выбором генерального инспектора полиции. В общем, по мнению Азулая, Либерман на посту министра обороны, был человеком на своем месте.
Вот такой вот неожиданный "человек года" по версии "Глобс" получился. А ведь Либерман никогда не ходил в "любимчиках" этого издания.
По мнению Стеллы Корин Либер, будущее Либермана зависит от количества мандатов НДИ на ближайших парламентских выборах. На муниципальных выборах партия НДИ значительно увеличила свое присутствие в муниципалитетах. Сам Либерман, по словам Корин Либер, рассчитывает на 12-13 мандатов. При таком количестве мандатов сформировать правительство без НДИ будет невозможно. Причем, что - правое, что - левое. Корин Либер при этом напоминает, что Либерман любит повторять: "Я прагматик".
Что ж, осталось дело "за малым" - получить это количество депутатских мандатов. Поживем – увидим. Ждать выборов осталось недолго.