Читайте также
День Катастрофы и героизма европейского еврейства будет отмечен сегодня государственными церемониями и торжественными речами. Удивительно, но, чем меньше остается живых свидетелей этой ужасной трагедии, тем больше тема Холокоста становится центральной в жизни государства Израиль. Совсем недавно этот тезис был подтвержден со всей очевидностью. Речь идет о реакции на антиизраильское стихотворение лауреата Нобелевской премии по литературе, немецкого писателя Гюнтера Грасса. Грасс был немедленно обвинен премьер-министром Биньямином Нетаниягу в том, что за поступком писателя стоит его нацистское прошлое . "Для того, кто долгое время скрывал свою службу в СС, характерно видеть в Израиле угрозу," - подчеркнул израильский премьер. Министр внутренних дел Эли Ишай пошел еще дальше, объявив Грасса "нежелательной персоной" в Израиле.
История вокруг поэтического памфлета Грасса могла бы остаться в памяти в качестве мелкого курьеза – особенно в сравнении с использованием темы Холокоста в вопросах, связанных с иранским ядерным проектом. За сложнейшими проблемами, связанными с необходимостью предотвратить создание Ираном атомной бомбы, стоят израильские страхи перед "второй Катастрофой", которая приведет к новой трагедии еврейского народа. Нетаниягу последовательно проводит эту линию, подпитывая подобного рода опасения.
Еще в 2006 году, выступая на ежегодной конференции еврейских общин Северной Америки в качестве председателя партии Ликуда, Нетаниягу заявил: "На дворе 1938 год, а Иран – это современная Германия". Уже в качестве главы правительства Нетаниягу продемонстрировал участникам конференции произраильского лобби ЭЙПАК официальные письма Всемирного еврейского Конгресса, написанные в 1944 году, подтверждающие, что американцы отказывались бомбить лагерь массового уничтожения Освенцим. При этом Нетаниягу заявил: "Являясь премьер-министром Израиля, я никогда не позволю, чтобы мой народ жил под страхом уничтожения".
Похоже, что использование "холокостной" риторики в связи с разного рода внешними угрозами отражает, прежде всего, ощущение внутренней угрозы, которое испытывают израильтяне. Ключевые, принципиальные проблемы нашей действительности, не находящие разрешения, подрывают самооценку граждан Израиля. Речь идет о таких проблемах, как отсутствие признанных границ, конфликт с палестинцами, социальная напряженность, неспособность добиться согласия всех слоев общества с целью принятия Конституции. Когда столь базовые проблемы не решаются в течение десятилетий, и при этом пересекаются с серьезными внешними угрозами, память о Холокосте становится тенью национального существования и грозным напоминанием о том, что может произойти.
Нетаниягу обязан понять, что использование темы Катастрофы в качестве предупредительного знака не является альтернативой реальным усилиям, направленным на урегулирование кардинальных проблем государства: завершение конфликта с палестинцами, установление признанных границ, укрепление гражданских прав. Именно это является подлинной гарантией того, что Израиль продолжит существовать в качестве еврейского и демократического государства.
Редакционная статья, "Гаарец"