Читайте также
На днях из публикаций израильских СМИ, ссылающихся на прессу Палестинской автономии, стало известно, что Рамалла обратилась с необычной просьбой к Египту. Эта страна, как сообщалось, выполняет посреднические функции в переговорах о прекращении огня между ХАМАСом и Израилем, и руководство автономии, мол, просило руководство Египта отсрочить заключение соглашения. Хотя бы на месяц.
Если бы все, о чем договаривались вовлеченные в арабо-израильский конфликт стороны, выполнялось, молочные реки в медовых берегах текли бы не только в пределах Израиля, но и по всему окружающему пространству. Однако всякий раз провидение не дает арабам помириться с евреями. Ибо кто же тогда будет свидетельствовать о бесчинствах злых сионистов, понаехавших со всех четырех сторон света?
Так было и на этот раз, когда Египту, казалось бы, уже удалось убедить "правительство" Газы в том, что коль уж они - правительство, то стрельба по израильской территории, которую ведут фронты, батальоны и бригады, говорит об их, правителей, полной профнепригодности.
В чем дело? Дело в том, что история имеет обыкновение повторяться. Много лет назад территория подмандатной Палестины была поделена не на две части, как было решено - для двух государств, арабского и еврейского, а на три. Для арабского, еврейского и для Трансиордании с населяющими ее палестинскими же арабами. Ныне уже и не рожденное арабское палестинское государство делится. На основную территорию, состоящую из Иудеи и Самарии, и на Газу.
Но это еще не все. Принято считать, что исторические события в первый раз происходят как драма, а во второй - как фарс. И в самом деле, если во времена раздела Палестины главными исполнителями на здешней исторической сцене были евреи и арабы, которые, мягко говоря, всегда недолюбливали друг друга, то теперь интрига развивается между двумя братскими арабскими фракциями: Организацией освобождения Палестины во главе с партией ФАТХ и Исламским движением сопротивления, известным как ХАМАС.
Было бы смешно, если бы не было грустно наблюдать, как в 2007 году боевики ХАМАСа гоняли по крышам Газы превосходящие силы боевиков ФАТХа. И как для демонстрации братских чувств и желания преодолеть раскол руководители разругавшихся ХАМАСа и ФАТХа публиковали совместные селфи с паломничества в Мекку. И как ФАТХ искал правду в Москве, а ХАМАС - в Тегеране. Но повторяемые уже одиннадцать лет мантры про необходимость восстановления единства фракций палестинского народа в странах-коспонсорах мирного процесса на Ближнем Востоке успели не только выучить, но и забыть.
Зачем мы все это говорим? Затем, что председатель Палестинской национальной администрации просил президента Египта отсрочить на месяц заключение соглашения между Израилем и ХАМАСом не просто так, а потому что он считает необходимым в первую очередь урегулировать внутрипалестинские отношения. Этим расплывчатым понятием лукавый раис прикрывает заветное желание вернуть Газу под свой контроль.
Неужели ему хватит месяца на то, чего он не мог сделать за десятилетие? Конечно нет. Да он и не думает об этом. Ему надо лишь оттянуть на какое-то время подписание соглашения, а там - он знает, иначе и быть не может - достаточно будет запустить даже одну ракету для того, чтобы Израиль посчитал необходимым осуществить ответную акцию.
Стало быть, в Рамалле не хотят мира. Определенно не хотят. Его не хотят ни в Рамалле, ни в Газе. Хотя и по разным причинам.
О раисе мы говорили. Остальные в Рамалле не готовы к процедуре престолонаследия, которая, как здесь считают, не за горами ввиду преклонного возраста раиса и видимых всем проблем с его здоровьем. Указанная процедура не обещает быть легкой, потому-то никто и не хочет втягиваться в эту историю - брататься с ХАМАСом. Пока не настанет пора стрелять в лампу, все будут сохранять деланное спокойствие и отдавать всю политику, и внутреннюю и внешнюю, на откуп председателю автономии.
Что же касается Газы, здешние, как говорится, элиты загнали себя в угол. Они допустили существование в секторе многочисленных милиционных формирований, имеющих на вооружении даже и ракеты. Они допустили, по недосмотру или сознательно, ориентацию некоторых группировок на Иран. Да что там говорить, они и сами, пусть немного и смущаясь от нестандартности ситуации, оказались в определенной зависимости от Тегерана. Им это, конечно, еще аукнется - поддержка отношений с шиитами и получение от них вспомоществования. Им припомнят и то, как они сбрасывали с крыш активистов ФАТХа во время переворота 2007 года. А вот теперь в список их прегрешений добавится и подготовка к соглашению о прекращении огня.
Ну а почему, спросит кто-то, почему Израиль вступает в такие переговоры, которые неизвестно чем закончатся? "А почему бы и не вступать?" - ответим мы. В то, что с ХАМАСом можно заключить вечный мир, конечно, не верит никто. Во-первых, вечный мир попросту невозможен. Тем более между еврейским государством и ХАМАСом, представляющим собой террористическое антиеврейское движение. Во-вторых, из тех соображений, что в процессе переговоров могут возникать всяческие ситуации, которые можно использовать тем или иным образом. И в-третьих, худой мир лучше доброй ссоры. Если есть возможность без ущерба для всего остального отложить вероятный конфликт на более поздний срок, почему бы и не сделать это.
В Израиле есть довольно активные и потому заметные силы, призывающие к немедленному миру с арабами. Силы эти не монолитны. Часть их считает приемлемым выставление Израилем некоторых условий. Другие требуют мира здесь и сейчас, то есть, наверное, безо всяких условий. Третьи занимают такую позицию исключительно из соображений соответствия подобной линии поведения леволиберальной повестке, в рамках которой они делают карьеру и добиваются известности. Но эти люди не одобрят соглашения с ХАМАСом в случае их заключения. И знаете почему? Потому что для их выполнения Израиль не отойдет к так называемым границам 1967 года. Не уйдет из Иерусалима, с Голан, не откажется от военного присутствия в Иудее и Самарии. Не сделает ни одной уступки, не получив взамен нечто адекватное. То есть Израиль не возьмет на себя роль кающегося грешника, не признается во всех смертных грехах и не попросит прощения у тех, кто считает его своим обидчиком. Ведь это так модно нынче - заявлять о своих обидах, действительных или вымышленных, а может быть, и материализовавшихся в самых темных углах травмированного сознания, и требовать, чтобы обидчик, желательно реальный, был найден и если и не пригвожден к позорному столбу, то публично осужден и подвергнут остракизму.
Египет до поры до времени терпит капризы палестинских арабов. Но делать ставку на его долготерпение не следует. Египту до смерти надоели свои "братья-мусульмане", и может так случиться, что в какой-то момент здесь перестанут видеть разницу между ними и их идейными братьями из Газы. И тогда ХАМАСу придется со слезами умиления вспоминать то время, когда высокие должностные лица Египта беседовали с ними как с равными и убеждали перестать дразнить Израиль.