Прощай, истина!
Фото: Shutterstock.com
Прощай, истина!

В июне прошлого года НАСА столкнулось с дилеммой: следует ли дать официальный ответ на конспирологическую теорию, что космическое агентство похищает детей и отправляет их в колонии на Марсе? Руководство опасалось, что официальный комментарий привлечет еще больше внимания к этой теме. Наконец, оно решило опубликовать разъяснение, зная, что фантазии обладают большой силой. 

Границы лжи - это пределы человеческого воображения. Его способность возбуждать, волновать и шокировать гораздо больше, чем сила истины. Поэтому соблазн распространять ложь гораздо сильнее. "Ложь летит, а правда хромает за ней", - написал Джонатан Свифт еще в 1710 году. Это было задолго до эпохи цифровых технологий, в которой каждый читатель новостей может быть одновременно и их производителем, и распространителем, поэтому информация расходится с беспрецедентной скоростью. Задолго до полного успеха в сфере искусственного интеллекта люди сами успешно используют достижения в этой области для всевозможной фальсификации истины. 

Термин "deepfake", который можно дословно перевести, как глубокая фальшивка, базируется на игре слов - сочетании термина deep learning (глубокое изучение, возникшее первоначально для обучения иностранным языкам с погружением в языковую среду) с термином "fake", фальшивка - и имеет явные отсылки к известному американскому фильму "Deep Throat" ( Глубокая глотка). 

Термин "deepfake" стал популярен около года назад, когда в сети появились фальшивые порноролики высокого качества, где фигурировали известные кинозвезды: Галь Гадот и Эмма Уотсон. Но это - только верхушка айсберга. Прорыв, который технология Deepfake сделала в последнее время, представлен в работах доктора Иры Камельмахер-Шляйзерман и докторанта Шири Гиноссар, итоги которых будут обсуждаться на фестивале искусства цифровой печати в Медиатеке Холона в конце октября. 

Последствия развития технологии фальшивок поражают. Каждый человек может проснуться звездой порнофильма или любого другого грязного скандала. Пресловутый "прекрасный новый мир" теперь сможет создать каждый. Веб-интерфейс "Deepfakes" уже позволяет монтаж фальшивого видео с реальным. Сейчас только вопрос времени, прежде чем каждый тролль сможет от лица Трампа провозгласить об атаке на Северную Корею. 

Разные страны уже пытаются бороться с этим явлением с помощью тех же высоких технологий. Но главной проблемой является вирусность содержания: объем и скорость распространения информации по неофициальным каналам. Если продолжить аналогию с вирусами, вопрос заключается в том, как привить людям иммунитет против ложных новостей. Сегодня тот, кто хочет проверить подлинность информации, должен затратить на это немало усилий. Беда, которая кроется в критической массе подделок, заключается не в том, что мы верим в ложь, а что мы перестанем верить вообще. Как мы может сформировать картину мира, в котором отрицается всякая реальность? 

Не стоит однако думать, что это - проблема только нашего времени. 

В дебатах на тему отличия фальшивки от истины подразумевается наличие подлинной реальности. Подобная проблема ставилась еще в знаменитой притче Платона о пещере. Как люди, сидящие в пещере и видящие только тени на ее стене, могут узнать о наличии реальных тел. Все развитие греческой философии шло в русле поиска ответа на этот вопрос. Когда рухнула вера в богов, что может помочь в поиске истины? Для этого Аристотель и разработал систему логических доказательств. Знаменитый вопрос Пилата - "Что есть истина?" - тоже из этой серии. Онтология Аристотеля продержалась до средних веков, но и она была проблематизирована. 

С тех пор было перепробовано множество теорий, включающих единственно верное учение, но венцом их в итоге стал постмодернизм, утверждающий равенство различных картин мира. При этом проверить, какая из этих картин является подлинной, невозможно. Широкую публику озадачили этим вопросом еще в "Матрице", снятой режиссерами-братьями Вачовски, которые как бы в доказательство правоты своего фильма теперь стали сестрами. 

Фильм, основанный на невозможности отличить иллюзию от реальности, был вдохновлен работами известного французского философа Жана Бодрийяра, в частности, его книгой "Симулякры и симуляция", которую режиссеры заставили прочесть всех актеров и которая появлятся в фильме. 

Бодрийяр ввёл понятие "гиперреальность" вместо дихотомии материи и сознания. Основа гиперреальности - симуляция. Единицами гиперреальности являются симулякры - знаки, отсылающие к чему-то другому, а потому симулятивные. В этом смысле самой истинной реальности не существует. Бодрийяр развил теорию о трёх видах симулякров. К третьему виду он относил все современные феномены, включая деньги, общественное мнение и моду. Кстати, широкую известность он получил за серию статей по Ближнему Востоку "Войны в Заливе не было", где доказывал, что война в Персидском заливе 1991 года была одной большой липой. 

Евреи, кстати, издавна остаются одним из главных объектов для распространения фальшивых истин, начиная с античности, "Протоколов Сионских мудрецов" и завершая нынешней антиизраильской пропагандой. 

Согласно исследованиям 2016 года, почти половина пользователей "Твиттера" не проверяют ссылки, которые они используют. Большинство пользователей распространяет то, что их развлекает, вызывает внимание, но прежде всего то, что соответствует идеологическим моделям, характерным для их групп. 

Если битва с ложными новостями будет проиграна, это произойдет не только из-за технологической и юридической неполноценности перед головокружительной вирусной сетью. Это связано с тем, что соблазн каждого использовать эту силу для продвижения своей "истины" растет. Большая опасность эпохи ложных новостей заключается в том, что различие между симулякром и реальностью будет окончательно стерто в мышлении самих людей. 

Так есть ли все-таки истина и возможно ли ее доказать? В рамках данной статьи мы не можем перечислять все существующие гипотезы. Коснемся лишь двух, которые пытаются разрешить противоречия между разными картинами мира. Немецкий философ Рудольф Штайнер в начале XX века выдвинул теорию о 12-ти равнозначных мировоззрениях, которые в своей совокупности дают всеобъемлющую картину. Российский философ Г.П. Щедровицкий во второй половине прошлого века предложил схему многих знаний, также позволяющую взглянуть на окружающее с разных точек зрения. 

Как это ни банально звучит, но нет другого выхода из нынешнего тупика, кроме того, старого как мир еврейского правила, которое можно перефразировать следующим образом: "Постарайся понять ближнего, как самого себя".

counter
Comments system Cackle
Загрузка...