Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+25+14
Иерусалим
+21+13

Мнения

А
А

Бей жидов – спасай Шекспира!

Пафос шекспировской драмы, выплеснулся за пределы художественного произведения и заполонил общественное мнение полемикой, которая и не снилась великому гуманисту. В застарелой ближневосточной тяжбе европейская публика всегда была на стороне палестинского

19.04.2012
Источник:mnenia.zahav.ru
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

В тель-авивском театре «Габима» долго мучились сомнениями: ставить или не ставить «Венецианского купца»? Эта драма Шекспира всегда считалась наиболее антисемитской в творчестве Великого Барда, да и во всех остальных творчествах. И по праву: герой драмы богатый венецианский купец Антонио, занимая деньги у местного еврея Шейлока, поручился собственной плотью, и когда не смог вернуть долг, плоть оказалась крайней.

Всякому думающему человеку ясно: пострадавший в шекспировской драме - не Антонио, а как раз Шейлок, судьба которого подтвердила известную в Европе моральную установку: если нельзя обмануть еврея законно, то любые средства хороши. Симпатии черни всегда были на стороне тех, кто свой, а не тех, кто прав.

Евреи в Венеции обосновались в конце XIV века и за несколько лет вся торговая аристократия республики оказалась у них в долгах. И когда венецианцам не удалось аннулировать эти долги, евреев попросту изгнали из города. Общественное мнение в тогдашней Европе требовало пристойного объяснения этой несправедливости и получило его в драме Шекспира, где несостоятельный должник олицетворяет добро, а взывающий к закону кредитор – зло.

Понятны сомнения труппы тель-авивского театра. Постановка «Венецианского купца», возможно, опустит их в глазах соплеменников. Но зато возвысит в глазах ценителей подлинного искусства, которые ставят его выше сиюминутной политики и махинаций интересантов. Драму поставили и «Габиму» пригласили со спектаклем на престижный Шекспировский фестиваль.

Но подлинные ценители подкачали. Группа британских деятелей искусства опубликовала в «Гардиан» открытое письмо с призывом бойкотировать израильский театр, олицетворяющий зло, так как он выступал в еврейских поселениях, олицетворяющих абсолютное зло. Правда, выступал со спектаклем, олицетворяющим добро, так как в правильном свете показывает евреев, олицетворяющих зло, которые притесняют венецианцев, олицетворяющих добро.

Пафос шекспировской драмы, выплеснулся за пределы художественного произведения и заполонил общественное мнение полемикой, которая и не снилась великому гуманисту. В застарелой ближневосточной тяжбе европейская публика всегда была на стороне палестинского Антонио, которому никак не хочется исполнять подписанный им, но такой неприятный договор. Казалось бы, еще одно усилие, и общественное мнение обратится против бездушного израильского Шейлока, устыдит жестоковыйного, пресечет его зверства и прогонит со сцены, заставив справедливым бойкотом отказаться от его пусть даже и законных требований. Поскольку чернь все-равно везде одинаковая: в Венеции, в Лондоне, в Рамалле, в Тель-Авиве – ей не важно, в чем проблема, ей важно, кто виноват.

Но тут на подмостках появились организаторы шекспировского фестиваля и напомнили, что задачей мероприятия является демонстрация шекспировских произведений, выражающих подлинное искусство, а не сиюминутная политика, выражающая махинации интересантов. Так что пусть уж публика разберется в проблеме, внимая драмам великого драматурга, пока еще олицетворяющего добро, а не заявлениям пропалестинских организаций, олицетворяющих, разумеется, еще большее добро, но, пожалуйста, в каком-нибудь другом месте и не за наш счет.

Таким образом, есть все основания утверждать, что у «Венецианского купца», если на фестивале его все-таки покажут, появится хэппи-энд: лондонская сцена не останется без антисемитизма, а антисемитизм останется без лондонской сцены. Пусть победит искусство!

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке