Читайте также
Правительство США прекращает финансировать Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР, или UNRWA).
Уже не раз говорилось о том, что Трамп собирается потребовать от ООН снижения официального числа беженцев примерно в десять раз. Известно также, что советник и зять президента Джаред Кушнер добивался от короля Абдаллы лишения статуса беженцев двух миллионов палестинцев, живущих в Иордании.
Первые "ласточки" этого решения появились в начале года, когда Вашингтон заморозил десятки миллионов своих взносов в UNRWA и агентству пришлось уволить часть своих сотрудников. Впрочем, это небольшая потеря: бюджет UNRWA – более миллиарда долларов в год и работает там около 30 тысяч человек, причем 19 тысяч из них – в Иудее и Самарии. Но если США, его основной спонсор, полностьюпрекратит финансирование – тогда само существование агентства окажется под угрозой.
В Израиле отношение к происходящему двойственное. С одной стороны, здесь уверены, что UNRWA давно пора закрыть, и об этом еще в январе говорил Нетаниягу. С другой – перекрытие денежного потока усугубит экономическую ситуацию в автономии, особенно в секторе Газа, что может спровоцировать беспорядки и новую войну. Поэтому для Израиля было бы желательно, чтобы процесс зкручивания гаек проходил поэтапно. Но вряд ли можно на это рассчитывать, зная характер и нашего региона, и президента Трампа.
UNRWA создано 70 лет назад и занимается только палестинскими беженцами (для всех остальных существует верховный комиссар ООН по делам беженцев - UNHCR). Согласно формулировке самой ООН, это лица, проживавшие на территории Палестины в 1946-1948 или 1967 гг. и потерявшие имущество в результате арабо- израильского конфликта. По международному законодательству, статус беженца не переходит к детям, родившимся в другой стране, и не распространяется на людей, имеющих дополнительное гражданство. Но к палестинцам это не относится – у них "беженство", как дворянство, передается по наследству.
Так из пятисот тысяч выросло пять миллионов. Все они получают щедрую международную помощь через UNRWA и, что самое важное, все претендуют на "возвращение" на территорию нынешнего Израиля. Этот вопрос долгие годы остается камнем преткновения всех мирных переговоров; из-за него Арафат в свое время отверг беспрецедентно щедрые предложения Эхуда Барака. Именно с расчетом на "возвращение" палестинские беженцы в арабских странах живут в так называемых лагерях, хотя большинство из этих лагерей давно превратились в фешенебельные кварталы (что неудивительно, поскольку БАПОР обеспечивает их обитателей всем необходимым, включая школы и здравоохранение).
Порой "лагеря беженцев" становились рассадниками террора, а в Иордании чуть не привели к государственному перевороту. Но арабские страны терпели эти неудобства ради великой цели – ликвидации Израиля посредством внедрения миллионов "возвращенцев". Эту позицию негласно поддерживало и UNRWA – отчасти из ненависти к еврейскому государству, отчасти ради сохранения своего "вечного" статуса и щедрого бюджета.
Как отразится на жизни региона сокращение финансирования UNRWA?
Деньги агентства не поступают в палестинскую казну, а тратятся целенаправленно на различные гуманитарные проекты – школы, больницы и т.п. Тем не менее, без них дефицит бюджета ПНА вырастет до 2 миллиардов долларов. Правительству автономии придется взять на себя ряд расходов на нужды населения, которые раньше покрывала международная помощь.
Возможное закрытие школ оставит на улице тысячи озлобленных и нищих молодых людей, которых экстремистам будет удобно использовать в своих целях. И наконец, угроза посягательства на священную корову "беженства" грозит обострить отношения между Израилем и ПНА и самое главное - прервать сотрудничество спецслужб в сфере предотвращения терактов.
По всем этим причинам в Иерусалиме не исключают, что часть компенсации за урезание американской помощи нам придется взять на себя. Это касается прежде всего Газы, где экономическая ситуация близка к кризису, UNRWA готовы также поддержать европейские страны – Германия, Норвегия, Бельгия, а также Россия, Китай и некоторые государства Латинской Америки.
Помимо гуманитарного аспекта и опасения роста напряженности, здесь действуют прежние клише: мир якобы несет ответственность за палестинский народ, страдающий от сионистской оккупации. Призыв Белого дома пересмотреть статус "палестинских беженцев" вряд ли встретит понимание у международного сообщества. А если страны-доноры сумеют возместить UNRWA потери от американского демарша, то по сути ничего не изменится – США просто снимут с себя лишнюю финансовую нагрузку.
Решающую роль здесь могут сыграть арабские страны. Очевидно, Трамп рассчитывает договориться с ними об интеграции проживающих там палестинцев, с обязательством финансировать этот процесс. У арабского мира, в отличие от Запада, нет иллюзий по поводу "несчастных" беженцев, и они давно устали от палестинской проблемы. Но неизвестно, что победит: эта усталость, здравый смысл или традиционная ненависть к Израилю.
Возможно, это условие и есть главный рычаг американского плана мирного урегулирования, который вот-вот должен быть обнародован. Вопрос сложный: тема беженцев, как мы уже говорили, лежит в основе палестинской борьбы с Израилем. Ее решение резким, "хирургическим" путем может привести к смерти "пациента", то есть мирного процесса, обострению и новой интифаде, чего совсем бы не хотелось Израилю.
Но если изживать ее половинчатыми методами, она никуда не денется – мировое сообщество найдет способ прокормить страдающих беженцев, а количество последних будет расти в геометрической прогрессии. Самый плохой для нас вариант – если радикальные элементы воспользуются ситуацией и спровоцируют новую волну террора, а вопрос "возвращения" беженцев останется на повестке дня.