Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Мнения

А
А

Очередной приступ благих намерений

Признание армянского геноцида не будет одиночным инцидентом – в очереди уже стоят Украина с требованием признания Голодомора, Босния, Руанда… Кстати, а как быть с нашей историей – в том же 1915 году сотни тысяч евреев были изгнаны из районов Российской им

29.05.2018
Zahav.ru mnenia.zahav.ru

Читайте также

Очередное обострение в отношениях между Израилем и Турцией по вине турецкого президента Эрдогана традиционно вызвало к жизни проект части израильских политиков и интеллектуалов по «признанию армянского геноцида». Эта идея – Кощей Бессмертный израильской политики, который снова и снова реанимируется в Кнессете в соответствии с температурой турецко-израильских отношений. Так, в 2012 году правительство, в котором лидер «Еш Атид» Яир Лапид был членом кабинета по иностранным делам и обороне, похоронило законопроект депутата Арье Эльдада о признании армянской трагедии. В феврале этого года уже оппозиционер Лапид предложил похожий законопроект, который был отвергнут коалицией. Теперь, когда турецко-израильский кризис стал перманентным по вине Турции, когда посол Израиля был изгнан и подвергся унижению, позиции коалиции по этому вопросу куда менее однозначны и шансы на принятие закона высоки как никогда. Разумность этого шага, тем не менее, продолжает вызывать большие сомнения.

Начнем с констатации простых фактов. Никакого «отрицания» геноцида армян властями Османской империи в 1915 году в Израиле, разумеется, сегодня нет. В отличие от ситуации в 80-е годы прошлого века, когда турецкий шантаж был достаточно эффективен, сегодня израильские академические учреждения проводят научные конференции, посвященные геноциду. Израильские граждане – армяне и не только они – устраивают ежегодные мероприятия в День памяти жертв геноцида 24 апреля, реализуя свое демократическое право на свободу собраний и шествий. Израильская пресса постоянно публикует материалы на эту тему, израильские политики регулярно упоминают геноцид армян в своих публичных выступлениях. Комиссия Кнессета по образованию заявила о признании геноцида в августе 2016 года. Лоббисты закона требуют не прекращения несуществующего «отрицания» геноцида, а придания ему официального статуса в Израиле – государстве, не существовавшем в 1915 году, государстве еврейского народа, никакого отношения к событиям 1915 года в Восточной Анатолии не имевшего.

Объясняя, почему именно Израиль обязан законодательно утвердить день памяти армянского геноцида в своем календаре, сторонники этой идеи выдвигают два аргумента. Первый аргумент понять легко - в Израиле есть армянское меньшинство, требующее этого. Однако «понять» — не значит «принять». В Израиле есть немало меньшинств с самыми разными требованиями, далеко не все они принимаются, и уж тем более, когда речь идет о шаге, который наверняка будет иметь далеко идущие последствия.

Другой аргумент ни понять, ни принять невозможно, и он касается Катастрофы еврейского народа. Борцы за признание армянского геноцида настаивают на том, что именно потому, что мы, евреи, пережили Холокост, на нас лежит моральная обязанность законодательно признавать и официально отмечать массовые убийства других. Эта логика возмутительна - как так может быть, что на уцелевших жертвах самого жуткого преступления в истории, потомков тех, кто чудом спасся от бюрократически спланированного, промышленно организованного конвейера уничтожения, лежит какая-то «моральная обязанность» по отношению к кому-то? Если уж какая-то моральная обязанность и существует, она касается нашей обязанности гарантировать наше будущее – вовремя останавливать тех, кто готовит нам новый геноцид и жестоко карать всех врагов еврейского народа.

В этой связи, кстати, нельзя не обратить внимание на то, что в рамках дискуссии о признании армянского геноцида ни слова ни говорится о том, что в самой Армении существует острая проблема как антисемитизма, так и отрицания роли армянских националистических лидеров, содействовавших Гитлеру в ходе Второй мировой войны. Так, лидер армянских коллаборационистов, организатор «Армянского легиона» вермахта Драстамат Канаян пользуется в Армении статусом национального героя – министерство обороны Армении даже выдает медаль его имени. В опросе института Pew, проведенном в июне-июле 2015 года, Армения побила все рекорды отторжения евреев – как членов семей (66% против), соседей (33%) и сограждан (33%). Исключать эти проблемы из дискуссии по законопроекту, который должен драматически изменить отношения между еврейским и армянским народами, и который мотивируется именно Холокостом – это верх политического донкихотства.

Наконец, сама идея того, что Кнессет – инструмент израильского народовластия, представительный и законодательный орган, члены которого избираются отнюдь не в силу своих исторических знаний, станет с легкой руки авторов законопроекта арбитром мировой истории, не может не вызвать легкий шок. Орен Хазан, Тамар Зандберг, Давид Битан, Эйтан Кабель должны будут решать, что правда и что неправда в далеких событиях далеких стран? Признание армянского геноцида не будет одиночным инцидентом – в очереди уже стоят Украина с требованием признания Голодомора, Босния, Руанда… Кстати, а как быть с нашей собственной историей – в том же 1915 году сотни тысяч евреев были изгнаны из прифронтовых западных районов Российской империи, депортация сопровождалась массовыми жертвами, неужели они недостойны признания Кнессетом? А как быть с еще более массовыми жертвами погромов на Украине?

Любое решение Кнессета – главного политического органа страны, носителя суверенитета Еврейского государства – это решение ПОЛИТИЧЕСКОЕ, какими бы альтруистическими мотивами оно ни было продиктовано. Хочется надеяться, что те, кто сегодня продвигает закон о признании армянского геноцида, продумали его политические последствия. Это, действительно, их моральная обязанность – по отношению к нам, их избирателям, тем, кто доверил им управление нашими делами, внутренними и внешними.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке