Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+19+9
Иерусалим
+14+6

Мнения

А
А

Еврейские погромы вместо "советской Палестины"

В начале мая 1921 года по всей Эрец Исраэль прокатилась волна массовых беспорядков, сопровождавшихся еврейскими погромами. Их причиной стало недовольство арабов итогами Первой мировой войны.

10.05.2018
Источник:Детали
מערכת וואלה צילום מסך

Читайте также

В начале мая 1921 года по всей Эрец Исраэль прокатилась волна массовых беспорядков, сопровождавшихся еврейскими погромами. Их причиной стало недовольство арабов итогами Первой мировой войны и возобновившейся еврейской репатриацией из Европы. А поводом для первых стычек послужила первомайская демонстрация, организованная еврейскими коммунистами Яффо.

В тот момент в Яффо жили около 16 тысяч евреев, и еще три с половиной тысячи евреев жили в Тель-Авиве. В общем, совсем немного даже по тогдашним меркам, и одной демонстрации в честь Международного дня солидарности трудящихся на всех должно было хватить. Но – не хватило.

Праздничных демонстраций оказалось две. При этом партия "Ахдут ХаАвода" во главе с Давидом Бен-Гурионом и Ицхаком Бен-Цви получила от губернатора Яффо официальное разрешение на проведение первомайского шествия в Тель-Авиве. А коммунисты во главе с Вольфом Авербухом и Яковом Меирсоном подобного разрешения получить не смогли. Более того, им было категорически запрещено проводить альтернативную демонстрацию. Но коммунисты проигнорировали этот запрет. Вооружившись плакатами, написанными на идиш (демонстранты из "Ахдут ХаАвода" использовали, разумеется, иврит), они направились из квартала Маншия на севере Яффо в сторону Тель-Авива. Коммунисты скандировали лозунги, призывающие к свержению британской власти и провозглашению "советской Палестины".

Квартал Маншия располагался чуть южнее нынешнего рынка "Кармель" – именно для его жителей была построена сохранившаяся до наших дней мечеть "Хасан Бек". До улицы Герцль в Тель-Авиве, где Первомай отмечали активисты "Ахдут ХаАвода", коммунистические демонстранты дошли довольно быстро. Встреча между представителями двух конкурирующих организаций оказалась совсем не праздничной. Словесная перепалка – на идиш и на иврите – вскоре переросла в драку. Прибывшие к месту происшествия британские полицейские принялись разнимать участников потасовки. Под напором превосходящих сил сторонников Бен-Гуриона и стражей порядка коммунисты начали быстро отходить в сторону Яффо. Полицейские, решив задержать участников несанкционированной демонстрации, бросились вслед за ними.

Настигнув коммунистов в Маншии, стражи порядка попытались приступить к задержаниям. Но не тут-то было. Участники запрещенной маевки, многие из которых имели богатый опыт уличных боев еще в Российской Империи, оказали ожесточенное сопротивление. На помощь полицейским пришли арабские жители Маншии. Еврейские коммунисты попробовали вновь обратиться ним с призывами к классовой солидарности и совместной борьбе против британских оккупантов, но тщетно. Арабы, вместе английскими полицейскими, начали задерживать нарушителей порядка.

Как показало расследование, проведенное впоследствии британскими властями, некоторые жители Маншии действительно были напуганы. О том, что большевики хотят совершить в Палестине революцию, они слышали и раньше. Собственно, об этом им сообщали и сами коммунисты, распространявшие в Маншие свои листовки. Увидев дерущихся на улицах людей, жители квартала решили, что евреи приступили к реализации своих революционных планов и ринулись в атаку на еврейские дома.

Происходящим воспользовались арабские националисты, уже давно ждавшие момента для еврейского погрома. Они рассчитывали на то, что массовое убийство евреев обратит в бегство оставшихся в живых, остановит поток репатриантов и, в конечном итоге, вынудит британские власти признать неактуальность Декларации Бальфура. В домах боевиков националистических организаций были заготовлены палки и железные прутья, которыми они стали вооружать жителей Маншии.

Первыми жертвами погромщиков стали их соседи – еврейские жители квартала. Врывавшиеся в их дома арабы не щадили никого – ни женщин, ни детей. Часть арабских служащих британской полиции присоединилась к погромщикам.

Из Маншии разгоряченная первой кровью толпа направилась на юг Яффо – на улицу Аджеми (ныне улица Ефет), где располагалось общежитие новых репатриантов – "Бейт ХаОлим". Это был своеобразный центр абсорбции, где новоприбывшие могли остановиться сразу после прибытия в Эрец Исраэль.

Арабы окружили дом и стали забрасывать его булыжниками. Затем они попытались ворваться во двор. Репатрианты, успевшие провести в Эрец Исраэль лишь две-три недели, сумели организовать оборону здания. Они разобрали на прутья железный забор и дали отпор погромщикам. Но силы были неравны. Арабские полицейские, прибывшие к месту происшествия, окрыли огонь по обороняющимся. Толпа ворвалась в "Дом репатриантов". 14 его обитателей были убиты, 26 ранены. Только прибытие британского офицера в звании майора остановило погромщиков и спасло евреев, укрывшихся на втором этаже здания.

Несмотря на попытки британских властей восстановить порядок, еврейские погромы в Яффо продолжились и на следующий день. 2 мая арабы напали на ферму семьи Ицкер в районе Абу Кабир (сегодня на этом месте проходит улица Киббуц галуйот). Жертвами погромщиков стали семь человек, в том числе подросток – сын хозяина фермы Авраама Ицкера и трое их постояльцев, еврейских литераторов. Это были Йосеф Хаим Бренер, уже тогда считавшийся выдающимся писателем, литературным критиком и переводчиком, и двое начинающих прозаиков, писавших на иврите – Цви Шац и Йосеф Люидор.

3 мая англичане ввели в Яффо и его окрестностях военное положение. Британские власти запретили газетам сообщать о погибших в результате погромов – "чтобы не разжигать страсти". Уже готовая к печати газета "ХаАрец" вышла в свет с белой полосой. Набор сообщений о кровавых событиях 1 и 2 мая был рассыпан.

Но сразу же остановить беспорядки англичанам не удалось. Погромы распространились на другие города и сельскохозяйственные колонии Эрец Исраэль. Толпы арабов атаковали еврейские дома в Петах-Тикве, Реховоте, Хадере, Кфар-Сабе. Евреи, где могли, давали отпор. В ряде случаев им на помощь приходила британская полиция. Для наведения порядка англичане использовали даже авиацию – они подняли в воздух самолет, который сбросил несколько бомб, чтобы преградить путь толпе погромщиков, направлявшихся к Хадере.

Британцам удалось взять ситуацию под свой контроль лишь 7 мая. В результате погромов погибли 47 евреев, 146 были ранены. В столкновениях с полицейскими и пытавшимися обороняться евреями были убиты 48 арабов, 73 были ранены. Около 9000 евреев, вынужденных бежать из Яффо, временно разместили в палаточном лагере на берегу моря. В течение нескольких месяцев для них были построены новые жилые кварталы – Неве-Шаанан (район старого автовокзала) и Нордия (окрестности Дизенгоф-центра). Вследствие массового притока беженцев из Яффо британские власти признали Тель-Авив отдельным городом. Который вновь объединился с Яффо более четверти века спустя, но уже совсем при других условиях.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке