Читайте также
"Я точно только что погляделась в такое иноземное зеркальце, называемое "Израиль". Это стоическая, демократическая, веселая, бодрая, умная, добычливая и удачливая страна..."
Совсем недавно Валерия Новодворская побывала у нас в гостях. Вместе с Нателлой Болтянской они провезли по городам и весям Израиля ток-шоу "Искренне ваши". Вернувшись в Москву, она опубликовала в "Гранях" статью об Израиле "Занесенные песком", перепечатанную вслед за тем в "Мнениях".
Нет, это не первая статья Валерии Новодворской об Израиле – будем надеяться не последняя. Любопытные комментарии появились как в "Гранях", так и во "Мнениях". Большинство оказались отрицательными.
"Странная и видимо закономерная мутация демократки в сверхультралиберастическую бескомпромиссную бестию. Старость не радость" dexter
Во-первых, израильским читателям не понравилось, что в материале слишком много сладости. Нелепыми, с их точки зрения, выглядят ее дифирамбы стране, слишком уж назойливыми кажутся похвалы талантливым евреям, а уж когда к теме подмешивается сионистский энтузиазм – как острой бритвой по больному месту. Кроме всего прочего, автора обвинили в полном незнании конкретной обстановки, слишком дорогих билетах на концерты, подкупе, старческом маразме и прочих женских слабостях.
Можно лишь предполагать, что обрушились бы на голову израильскому журналисту, если бы он осмелился выступить с подобной статьей.
Однако, мы вовсе не о том, каким выглядит Израиль в затейливом зеркале. Если Новодворская сумела в зеркальце разглядеть целую страну, то нам было бы грешно не разглядеть в нем лишь одно лицо. Саму хозяйку, святую и блаженную, вечную диссидентку Валерию Новодворскую.
Мы увидим полную женщину неопределенного возраста, с круглой и благодушной физиономией, веселую и бодрую, собранную и стоически-демократическую, несгибаемую и несокрушимую. Валерию Ильиничну Новодворскую.
"Иногда бывает полезно взглянуть на себя со стороны. Такой взгляд в не умеющее лгать на тему "ты на свете всех милее, всех румяней и белее" зеркало может сильно напугать".
На Руси испокон веков существовала особая категория отверженных, но весьма почитаемых в народе людей. Особи мужеского пола, служившие приправой богатому столу - прозывались юродивыми, шутами-потешниками, пересмешниками и охальниками. Девиц же - печальниц и молчальниц – тех именовали блаженными, не от мира сего, страстотерпицами; голубками, Богу предназначенными, плакальщицами и печальницами.
Богоизбранные, печатью меченые, отголоски той смутной эпохи докатились до наших дней. Как иначе объяснить феномен святой Валерии Новодворской? Она воплотила в себе обе ипостаси, продемонстрировала обе сущности: мужское шутовство и юродивость поведения смешано у нее с женской святостью и фанатичной преданностью идее. Только место традиционного Бога заняла у нашей героини новая богиня - Демократия.
Что поражает в ее облике? С одной стороны, странная и некрасивая женщина, девственница, отказавшаяся от плотской любви, дама несовременная и нестильная. Никогда не искавшая в жизни простого женского счастья, потому и оставшаяся без мужа, без семьи, без детей, без поддержки. Не модная, не ищущая пиара и совсем не востребованная.
С другой стороны, человек трудной, если не сказать трагической судьбы. Великомученица, монахиня, искупающая грехи других. Голову свою положившая на общественную плаху. Прошедшая огонь, воду и судебные тяжбы. Не избежавшая ни насмешек, ни преследований, ни сумы, ни тюрьмы.
Странный гибрид, где сочетается двусмысленность и неопределенность. Никогда не предугадаешь, как отреагирует Валерия Ильинична на то или другое событие. Одно ясно, это будет мнение крайнее, честное, субъективное, ярко окрашенное пристрастием и обязательно – идущее в разрез с общепринятым и официальным.
"Быть евреем опасно, но почетно. Опасно быть знайкой, умником, первым учеником. Двоечники, дураки, лузеры могут забить и затоптать".
А теперь представьте себе, как страшно, как опасно и не комфортно быть Валерией Новодворской. Той, кого по праву называют совестью земли Русской. Кто на протяжении десятилетий подвергался преследованиям, прошел психушки и аресты. Не случайно Инна Стессель, израильская журналистка, назвала ее "Жанна Д'Арк в российском контексте".
С точки зрения уходящего поколения "шестидесятников", Новодворская - известная правозащитница и вечный оппонент недемократическим режимам, тонкий и глубокий аналитик, хорошая писательница и блестящий журналист, общественный деятель и борец за гражданское общество. Свободно владеет несколькими языками, основательница либеральной партии.
Но с точки зрения молодого поколения – “Жириновский в юбке”, "бабушка русской революции" - смешная и нелепая фигура, не имеющая широкой поддержки. Человек одиозных крайних взглядов, тень прошлого, не сумевшая вписаться в настоящее.
"Публика воспринимает меня как шута, как юродивую. Ну что ж, если правда, абсолютная и бескомпромиссная, считается у нас юродством, то я лучше снесу издержки чужого восприятия, чем не скажу правду".
И тут, когда народ вышел на улицы, возмущенный нечестными выборами – казалось, пришло, наконец, время Новодворской. Теперь-то, думалось, профессиональной революционерке и карты в руки: раздуть пламя недовольства, возглавить движение "За честные выборы", повести народ на баррикады.
Однако, как и всегда, взгляды Валерии Ильиничны оказались слишком радикальными, потому на скромное сборище Валерии Новодворской и Константина Борового "За честные выборы и демократию" собралось всего-то 150 человек при заявленных 30 000. Зато на массовом митинге на Болотной на трибуну поднялись новые лидеры: Леонид Парфенов, Евгения Чирикова, Владимир Рыжков, Сергей Удальцов...