Читайте также
Долгие месяцы споров в Совете Безопасности ООН по резолюции с осуждением Сирии завершились во вторник провалом, после того как Россия и Китай наложили вето на предложенные меры, содержавшие слабый намек на возможность санкций против Дамаска.
Девять стран, включая Соединенные Штаты и их западных союзников, проголосовали за предложенную меру, в то время как Бразилия, Индия, ЮАР и Ливан воздержались.
Россия, чьим основным союзником на Ближнем Востоке является Сирия, заявила, что не согласится ни с какой с резолюцией, которая будет включать в себя хотя бы слабый намек на санкции. В связи с этим заявлением Москвы текст резолюции был ощутимо смягчен в надежде избежать ситуации с наложением вето.
«Такой подход не поддерживает движение к демократии, который мы видим в рамках арабской весны», - заявил после голосования французский представитель в ООН Жерар Аро (Gerard Araud), отметив, что некоторые члены Совета Безопасности вновь попытаются добиться одобрения резолюции.
Резолюция стала дипломатическим провалом для Запада в его попытке оказать давление на правительство президента Башара Асада. Американский представитель в ООН Сьюзан Райс (Susan E. Rice) произнесла одну из своих самых воинственных речей в Совете Безопасности, обвинив тех, кто выступает против предлагаемых мер, в том, что они стремятся продолжать продавать оружие в Сирию.
«В это время перемен народы Ближнего Востока теперь могут ясно увидеть, какие страны решили игнорировать их призывы к демократии и вместо этого поддержать отчаянных и жестоких диктаторов», - сказала она.
Резолюция требовала немедленно положить конец всякому насилию в Сирии, а также чтобы те, кто рассматривается в качестве несущих ответственность за него, понесли-таки эту ответственность. Она также призывала к началу нового политического процесса, который должен был бы проходить в атмосфере, «свободной от насилия, страха, унижения и экстремизма». Она ободряла и побуждала оппозицию принять участие в этом процессе.
Резолюция осуждала «серьезные, мрачные и систематические» нарушения в области прав человека в Сирии, перечисляя, среди прочего, «произвольные казни, обширное использование силы и убийства и преследования протестующих».
Всем сирийцам должны были быть предоставлены фундаментальные права человека, включая свободу самовыражения и свободу собраний, а все политзаключенные должны были быть выпущены, говорилось в ней.
Резолюция, которая была предложена четырьмя европейскими членами Совета Безопасности – Великобританией, Францией, Германией и Португалией – в сотрудничестве с Соединенными Штатами, была ощутимо ослаблена в выражениях в надежде добиться российской поддержки.
Явная угроза санкций, которая, как утверждали сторонники резолюции, придает ей «зубастости», была заменена другими выражениями, в которых только обсуждалась возможность рассмотрения подобных мер.
Первая версия резолюции гласила, что Совет Безопасности проверит, соблюдает ли ее Сирия, в течение 15 дней, и «примет целенаправленные меры, включая санкции», если окажется, что не соблюдает.
Пересмотренная версия, по которой прошло голосование во вторник, продлевала указанный срок до 30 дней, и отмечала, что Совет Безопасности «решит вопрос о своих вариантах действий», включая неопределенные «меры» в соответствии со статьей в уставе ООН, которая используется для введения санкций.
По словам дипломатов, в частных беседах представители Соединенных Штатов отмечали, что европейцы сделали слишком много уступок. Но, в конце концов, они поддержали этот вариант. Русские, в свою очередь, предложили формулировки, в которых говорилось о насилии с обеих сторон, но западные страны отвергли такой вариант.
Другие смягчения включали в себя исключение требований того, чтобы Сирия разрешила въезд в страну следственной группе Совета по правам человека ООН в Женеве.
Россия и другие так называемые страны БРИКС (Бразилия, Индия, Китай и ЮАР) возражали против идеи санкций, отмечая, что резолюция Совета Безопасности по Ливии была искажена и использована таким образом, чтобы дать возможность НАТО начать войну против ливийского правительства, и заявляли, что они полны решимости не допустить повторения такой ситуации.
Но западные дипломаты обвинили тех, кто выступает против санкций, в использовании данного аргумента как ширмы для прикрытия своей поддержки правительства Асада.
Объясняя, почему Россия отклонила резолюцию, Виталий Чуркин, представитель страны в ООН, сказал: «Данный подход направлен против мирного разрешения кризиса на основе сирийского национального диалога». Он добавил, что Россия возражает против санкций в отношении Сирии и любой другой формы давления, которая может привести к усилению насилия в стране, в частности, в связи с тем, что многие сирийцы не поддерживают антиправительственное движение.
«То, что мы видим, это политика смены режима», - отметил он, хотя и добавил, что Россия настаивает на том, что г-н Асад должен провести обещанные реформы.
Г-н Чуркин и другие противники предложенных в резолюции мер заявили, что резолюция не принимает во внимание другое насилие, осуществляемое экстремистами и направленное против властей в Сирии. Большинство западных стран называют простой пропагандой заявления сирийских властей о том, что источником насилия в стране являются действия экстремистов, которые они предпринимают при поддержке из-за границы, а не народное восстание.
Резолюция Совбеза по Ливии, одобренная им весной, была предназначена для защиты мирных граждан, говорит г-н Чуркин. Но он утверждает, что вместо этого она была использована для оправдания подливания масла в огонь гражданской войны, атак НАТО на гражданские объекты, такие как телецентры и нефтяные объекты. Примерно в таком же духе высказался и китайский представитель.
Г-жа Райс, представитель США, заявила, что Соединенные Штаты «разгневаны» неспособностью Совета Безопасности принять резолюцию. Она отмахнулась от сравнения резолюции с резолюцией Совбеза по Ливии, назвав его «дешевым трюком» со стороны стран, которые хотят продолжать продавать оружие в Сирию, и высмеяла идею о том, что сирийским властям просто нужно больше времени для проведения реформ.
«Это не является, как некоторые хотели бы себе это представлять, только западным точкой зрения, - сказала она журналистам после голосования. - У нас были страны по всему миру, поддержавшие резолюцию сегодня, и у нас были страны из региона, которые очень четко видят жестокость режима Асада, и тоже считают, что ей надо положить конец, и что поведение режима является абсолютно нетерпимым».
Башар Джаафари (Bashar Jaafari), представитель Сирии в ООН, приветствовал неудачу в принятии резолюции, заявив, что западные державы используют гуманитарные вопросы как предлог в попытке ослабить Сирию и поддержать идею израильской гегемонии на Ближнем Востоке.
Переговоры относительно какого-то рода послания, которое ООН должно направить руководству Сирии, буксовали месяцами на фоне возражений со стороны России и других стран, но растущее число жертв насилия во время антиправительственных протестов, наконец, привело к возрождению усилий. До последнего времени Совет Безопасности выпустил лишь два слабых заявления с осуждением насилия, которое вырвалось на поверхность семь месяцев назад.
Нил Макфаркуар, "The New York Times", США