Читайте также
Газета Le Parisien опубликовала в воскресенье, 22 апреля, "Манифест против нового антисемитизма" во Франции, под которым подписались около 300 человек. Среди них - экс-президент Николя Саркози, три бывших премьер-министра, бывшие члены правительства, видные политики и деятели культуры, иудейские, христианские и мусульманские служители культа. Манифест, под которым через неделю стояло уже около 35 тысяч подписей (среди подписавших - Шарль Азнавур, Жерар Депардье, Карла Бруни), вызвал противоречивые реакции в разных слоях французского общества. Его обсуждение продолжается.
Публикация манифеста предваряла выход одноименной книги (изд. Albin Michel), созданной при участии крупной международной фрейдистской психоаналитической ассоциации. Это соавторство объясняет присутствие значительного числа известных психоаналитиков и философов среди подписантов, а также взятый из психотерапевтической практики термин "отрицании реальности", который в манифесте применяется к обществу и его склонности закрывать глаза на происходящее. Именно на недопустимость замалчивания проблемы антисемитизма обращают внимание авторы (текст был написан Филиппом Валем, бывшим главным редактором Charlie Hebdo).
Манифест содержит всего семь коротких абзацев и не рассматривает конкретные факты убийств и нападений, но о них упоминается в предисловии, где речь идет об "энергии гнева", побудившей авторов взяться за перо. Сам текст начинается с утверждения, что "антисемитизм является проблемой не только евреев, но всего общества" и что Франция "стала площадкой для смертоносного антисемитизма", который сопровождается "одновременно всенародным осуждением и молчанием прессы". Это молчание удалось прервать только благодаря прошедшему недавно мирному маршу в память о погибших в последние годы от рук антисемитов одиннадцати французских евреев, напоминают авторы текста.
"Бесшумная этническая чистка"
Данные о преследовании евреев теряются за призывами бороться с исламофобией, считают подписанты манифеста. Французские евреи в 25 раз больше рискуют подвергнуться агрессии, чем мусульмане. А 10% евреев, проживавших в парижском регионе, то есть около 50 000 человек, были вынуждены переехать, поскольку не чувствовали себя в безопасности в некоторых городах и кварталах, и потому что их дети больше не могли ходить в государственную школу. "Речь идет о бесшумной этнической чистке в стране Золя и Клемансо", - подчеркивается в тексте.
"Алиби антисионизма"
Авторы выделяют три причины молчания вокруг проявлений антисемитизма. Во-первых, исламскую радикализацию и пропагандируемый ею антисемитизм часть французской элиты "воспринимает как социальный протест". Во-вторых, к старому антисемитизму крайне правых прибавился антисемитизм части левых радикалов, которые используют антисионизм как алиби. И, наконец, на выборах "число мусульманских голосов в десять раз превосходит число еврейских".
"Несоответствие" священных текстов
Манифест также обращается к исламским проповедникам и богословам с призывом "первыми вступить на путь перемен". И, в частности, признать устаревшими те сураты Корана, которые призывают к убийству и наказанию евреев, христиан и неверующих. В качестве примера приводится Второй Ватиканский собор католической церкви в 1962 году, ставивший своей целью обновление церкви, осудивший антисемитизм и признавший "несоответствие" некоторых библейских текстов современным представлениям.
"Отрицание реальности"
Публикация манифеста вызвала широкую полемику во французских СМИ. Le Monde, в частности, подробно анализирует не только сам манифест, но и вышедшую затем книгу и, в частности, ту часть, где говорится, что выдержки из Сунны (мусульманское священное предание, излагающее примеры жизни исламского пророка Мухаммеда - RFI), содержащие призывы к ненависти к евреям, приводили в своих проповедях некоторые имамы. Здесь же приводятся примеры "отрицания реальности": срок, понадобившийся французскому суду для признания антисемитского мотива в деле Сары Алими (несмотря на сопровождавший убийство крик вооруженного джихада со стороны обвиняемого суду понадобился для этого почти год - RFI), но также "нежелание видеть реальность" французской прессой.
Историк Жорж Бенсусан видит в этом "альянс между всемирным финансовым капитализмом и левацкими идеями". Le Monde приводит тезис Бенсусана о том, что пресса финансируется крупными фигурами международного бизнеса для распространения идеи мультикультурализма, но при этом не анализирует факты "плохо интегрированной массовой иммиграции". Многие подписанты манифеста также говорят об "исламо-левацком альянсе" и употребляют ироничный термин-тэг "несмешиватьнарочно". Тэг осуждает призыв французских властей "не смешивать нарочно", то есть не ставить знак равенства между мусульманами Франции и фанатиками-исламистами, поскольку, по мнению авторов, под этими словами часто скрывается замалчивание самой проблемы.
Манифест "тошнотворный" и "бессмысленный"
Настоятель Парижской мечети Далил Бубакер на следующий же день после публикации, в понедельник, 23 апреля, назвал манифест "несправедливым и безумным обвинением в антисемитизме французских мусульман", которое рискует настроить религиозные общины друг против друга. "Французские граждане муcульманского вероисповедания не стали дожидаться этого манифеста, они на протяжении десятилетий обличали антисемитизм и антимусульманcкий расизм", - заявил Бубакер. Другие представители мусульманского сообщества, как во Франции, так и за границей, назвали манифест "тошнотворным" и "бессмысленным". В частности критике подверглось выражение "этническая чистка". Так авторы манифеста называют ситуацию в некоторых городах и пригородах Франции, откуда евреи вынуждены уезжать из страха за свою жизнь.
Сторонники манифеста, в свою очередь, напоминают о том, как выступали его противники и в том числе имам парижской мечети во время полемики вокруг карикатур на пророка Мухаммеда (Далил Бубакер называл карикатуры расистским оскорблением и оправдывал судебный процесс против опубликовавшего их "Шарли Эбдо").
Ответ тридцати имамов
Тридцать французских имамов опубликовали 24 апреля ответ на манифест в газете Le Monde. Они осудили терроризм и антисемитизм и признали вину "некоторых имамов". "Наше возмущение имеет и религиозную основу, - пишут они, - поскольку мы, имамы и богословы, видим, как ислам попадает в руки невежественной, потерянной и праздной молодежи. Наивной молодежи, которая становится легкой добычей для эксплуатирующей их бедственное положение идеологии". "Вот уже более двух десятилетий превратное прочтение текстов и пагубные практики ислама процветают в мусульманском сообществе (…). Это раковая опухоль, и к созданию этой ситуации, к сожалению, приложили руку некоторые имамы, иногда бессознательно. Мы должны иметь смелость это признать", - говорится в тексте, написанном под руководством имама мечети Бордо Тарека Убру.
Тем не менее имамы критикуют манифест за то, что его авторы обвиняют в антисемитизме целую религию, а Коран - в призывах к убийствам. Они считают, что это только укрепляет уже существующие штампы.
Антисемитизм: крайне левые и крайне правые
Французские интеллектуальные круги также разделились в своем отношении к манифесту.
Социолог Мишель Вьевьорка, специалист по вопросам расизма и антисемитизма, говорит о том, что справедливые опасения по поводу судьбы французских евреев сочетаются в манифесте с излишне эмоциональными проявлениями религиозной и культурной идентичности. Например, когда в антисемитизме обвиняется прежде всего ислам. Он также подчеркивает, что в самом термине "новый антисемитизм" нет новизны, поскольку вот уже 25 лет так называют исламский антисемитизм, поддерживаемый некоторыми левыми политическим течениями. "Не все нападения на евреев - дело рук исламистов, и не только во Франции существует антисемитизм", - пишет Вьевьорка.
Еще один специалист по вопросам антисемитизма, Тал Брутман, говорит в своих публикациях в социальных сетях, что не только крайне левые, но и крайне правые французские круги страдают антисемитизмом. Об этом склонны забывать критики антисемитизма, поддерживающие правые взгляды. Он напоминает о таких одиозных фигурах крайне правого фланга, как скандально известный эссеист Ален Сораль и комик Дьедонне, которых неоднократно привлекали к суду. Брутман говорит о том, что хотя их антисемитские высказывания находят поддержку в мусульманской среде, среди их слушателей не меньше "добропорядочных граждан" из глубинки, "коренных" французов. "Не исламско-радикальный антисемитизм следует обличать, а антисемитизм как таковой, не приписывая его определенному слою общества", - заключает он.
Популизм как вектор антисемитизма
Французские интеллектуалы обвиняют манифест также и в популизме. В первую очередь, за использование выражения "этнические чистки", и называют его опасным. По мнению многих, кто высказался в эти дни во французских СМИ, именно популизм приводит к антисемитизму, а в таком сложном вопросе необходим более осторожный и взвешенный подход. "У авторов манифеста были хорошие намерения, но неправильное исполнение", - пишет левый L’Obs. Другие исследователи и авторы статей возражают и говорят, что несмотря на это крайне спорное выражение, манифест заслуживает внимания хотя бы потому, что поднимает острую и замалчиваемую проблему.
Пресса разделилась в отношении манифеста в зависимости от политических взглядов. Левая Libération опубликовала в среду, 25 апреля, критическое досье, в котором манифест был назван текстом с "порочными последствиями", а правая Le Figaro в основном поддерживает подписантов. Очевидно, что проблема в обществе назрела: публикации как осуждающих, так и поддерживающих манифест высказываний продолжаются.