Читайте также
Российское вмешательство в гражданскую войну в Сирии спасло режим Башара Асада. Москва продолжает наращивать военное присутствие в этой стране. Россия укрепляет свои базы на средиземноморском побережье и подписывает соглашения об аренде сирийского военного аэродрома и морского порта сроком на 49 лет. Речь идет о долговременном проекте и для его успешной реализации необходимо дипломатическое прикрытие. С это целью Москва пытается укрепить отношения и с другими государствами региона - в первую очередь, с Ливаном.
О растущем интересе России к этой стране свидетельствует, в частности, недавний заход российских военных кораблей в ливанские порты. Ходят упорные слухи, что Россия стремится укрепить свое присутствие в Ливане. Они частично подтвердились, когда 3 февраля Кремль поручил Министерству обороны подготовить соглашение об интенсификации военного сотрудничества с Ливаном, в рамках которого российская армия получит возможность использовать военные объекты на ливанской территории. Стороны договариваются об обмене военной информацией и укреплении сотрудничества в борьбе с терроризмом.
Черновой вариант соглашения предусматривает также совместные учения, взаимную информационную и инженерную поддержку, сотрудничество в области военного образования и военной медицины, топографии и гидрографии. Договор планируется заключить сроком на пять лет, после чего он будет автоматически продлеваться каждое последующее пятилетие.
Подписание этого соглашения станет значительным событием. Это будет означать существенный поворот в политике Ливана, армия которого была традиционно ориентирована на Запад.
Впрочем, российско-ливанские военные контакты имели место и в прошлом. На вооружении ливанской армии имеются российские танки и автоматы. Но в 2008 году Ливан отказался от десяти истребителей МиГ-29, которые Москва была готова предоставить Бейруту бесплатно. В основном, на вооружении ливанской армии стоит американское и европейское оружие - танки М-60 и М-48, бронетранспортеры М-113, противотанковые ракеты TOW. Две последние администрации США поставили в Ливан оружие на 357 млн. долларов.
Географическое положение Ливана представляет для России повышенный интерес. Военные объекты на территории соседней с Сирией страны могут серьезно помочь российской армии. Для Ливана Россия является потенциальным гарантом мира в Сирии. Говоря о готовящемся российско-ливанском соглашении, спикер ливанского парламента Наби Берри заявил: «Я хочу обратиться к России, которая, как и США, представляет великую силу. Но мы не можем просить об этом Соединенные Штаты, а Россию - можем: мы просим о помощи в достижении политического урегулирования в Сирии. Это будет важным шагом на пути возвращении сирийских беженцев в свои дома».
Помимо военного сотрудничества, укрепление связей между Россией и Ливаном имеет и газово-нефтной аспект. Недавно Ливан принял решение о разработке газовых месторождений на своем средиземноморском шельфе. Российские государственные компании, включая «Новатек», уже выразили готовность помочь Ливану в освоении природных ресурсов. Разработка шельфовых месторождений является одним из источников напряжения в отношениях между Израилем и Ливаном, оспаривающими маркировку морской границы.
Укрепление российско-ливанского сотрудничества окажет влияние на Израиль. Оно развивается параллельно с нарастанием трений между Иерусалимом и Москвой после налета израильской авиации на иранские объекты в Сирии 11 февраля. В конечном итоге, это может привести к изменению статус-кво, в рамках которого Россия терпимо относилась к действиям Израиля на сирийской территории.
Однако, с точки зрения геополитической перспективы, России было бы неразумно подвергать риску сотрудничество с Израилем из-за укрепления связей с Ливаном. Контакты между Россией и Израилем в Сирии имеют немалое значение. Обострение отношений между Москвой и Иерусалимом может подтолкнуть Израиль к более активному участию в военных действиях в Сирии, что может полностью вывести ситуацию из-под российского контроля. Россия не заинтересована в дополнительном осложнении обстановки в этой стране.
Обсуждаемое укрепление военных и экономических связей между Россией и Ливаном ставит под угрозу отношения между Москвой и Иерусалимом. Россия не хочет полностью терять Израиль в то время, как ее позиции в Сирии остаются уязвимыми. Последнее, чего хочет Москва - это усиление израильского вмешательства в сирийский конфликт.