Читайте также
Как бы удачно ни стартовал Мофаз, он понимает, что на ближайших выборах много голосов не возьмет. Но это и не страшно, поскольку всегда можно свалить на Ливни. Главное для Мофаза сейчас - расставить своих людей на ведущие позиции в партии.
Ципи Ливни, лидер Кадимы, рухнула, как последняя надежда альтернативы Нетаниягу. Около трех лет назад, когда Ольмерт был вынужден уйти в отставку, она получила шанс сформировать коалицию. У Ликуда (невероятно, но факт) было всего 12 мандатов, и Ливни могла бы без проблем сформировать правительство. Авода во главе с Бараком, НДИ, МЕРЕЦ и даже ШАС на определенных условиях были готовы войти в коалицию. Но Ливни не понимала правил политической игры и не учитывала интересов потенциальных партнеров. ШАС требовал бюджеты, НДИ - изменить систему власти, Барак – пост вице-премьера и министра обороны, а искусство политического торга, уж извините за цинизм, - непременное качество для лидера. Ливни на этих переговорах проявила себя бесталанным политиком, время ушло напрасно, и ей пришлось признать перед президентом, что она не смогла сформировать правительство. Впервые в Израиле политический лидер, обладавший бесспорным большинством, упустил свой шанс. Досрочные выборы не помогли, и хотя Кадима получила 28 мандатов, а Биби с Ликудом отстали на один голос, именно он сформировал правительство. Ливни гордо заявила о своей победе на выборах, как и о том, что она не намерена отступать от своих принципов. С этими принципами она никому не мешала на скамье оппозиции, и ни одна из ее речей, ни одно из предложений не запомнились в Кнессете.
Неожиданно ей, было, подвернулся второй трамплин – движение социального протеста. Удивительно, что бульвар Ротшильд ее дружно отверг, и этот шанс тоже был упущен. Когда возник общественный консенсус по поводу освобождения Гилада Шалита, она тоже промолчала. Заявления задним числом уже никого не интересовали. Опросы отмечали падение популярности Кадимы, а среди 27 неприкаянных и обделенных портфелями назревал заговор. Юлия Шамалова-Беркович, кстати, креатура Ливни, призвала ее уйти, заявив, что та провалилась как лидер и ничем себя не проявила.
Второй номер в Кадиме, Шауль Мофаз, понял, что с таким председателем партия потерпит сокрушительное поражение. Несмотря на упорное сопротивление и попытки избежать выборов лидера партии, он добился объявления праймериз. Удивительно, но и на этот раз Ципи была убеждена в своей абсолютной победе. Она шла на праймериз с планом указать Мофазу и остальным мятежникам на их место. Пребывая в плену стереотипов, Ливни даже не поняла, что ведущие депутаты давно перешли на сторону Мофаза. Соперник номер три, Ави Дихтер, снял свою кандидатуру в пользу бывшего министра обороны и главы Генштаба. Собственно, Мофаз и провел праймериз как хорошо спланированную военную операцию. Это в целом на праймериз была рекордно низкая явка (чуть более 40%), зато сторонники Мофаза, особенно на Юге, проявили редкую активность. В местных отделениях Кадимы у Мофаза тоже были расставлены свои люди, вот он и победил на местах, не особо нуждаясь в поддержке центрального аппарата. Наверное, Нахман Шай, Йоэль Хасон и Шломо Мула кусают себе локти и проклинают про себя собственную недальновидность.
Ципи жила иллюзиями и потерпела поражение - как в целом, так и на русской улице. Часть избирателей вернулась обратно в Аводу, другая часть поддержала новую звезду, Яира Лапида, а уж те, кто остались, ни в коем случае не ассоциировали будущее своей партии с Ципи Ливни.
Оттого и результат: 67% у Мофаза, 32% - у Ливни и 1% воздержавшихся. Даже мне, давно в ней разочаровавшемуся, было грустно смотреть, как Ципи одиноко сидит в бронированной машине, положенной ей по статусу лидера оппозиции. Охранник на переднем сиденье, казалось, ждал конца своей смены.
Как сообщают ближние к Ципи Ливни источники, она не намерена в ближайшие дни делать заявления о своем будущем. В минувшие выходные Ливни на своей страничке в Фейсбуке лишь поблагодарила своих сторонников и выразила в их адрес теплые пожелания.
Ну а что же будет с Кадимой? Несмотря на то, что опросы не сулят партии ничего хорошего, новый лидер партии считает себя претендентом на пост главы правительства. Сразу после победы на праймериз он вложил в камни Стены Плача записку с двумя словами: «Мир Израилю». По мнению Мофаза, главное сейчас - достичь мира в расколотой на «враждующие племена» стране. А еще - внешнего мира. Мы ведь знаем, что Мофаз – противник одностороннего израильского удара по Ирану. В социальной сфере он тоже бесконечно щедр: снижение цен на землю под строительство жилья «до нуля», снижение косвенных налогов «до европейского уровня», то бишь, НДС его мечтами уменьшится с 16-17% до 12%, снижение платы за образование, обязательный призыв в ЦАХАЛ (освобождения будут, но их введут в разумные рамки), словом, Мошфаз обещает исключительно хорошие вещи. Он даже заявил, что будет добиваться реформы политической системы и полагает, что победившая на выборах партия должна самостоятельно формировать правительство, назначая на министерские посты профессионалов, а не политических интересантов. Вот вчерне новая программа Кадимы, над которой интенсивно трудится его штаб. Пока все заявления Мофаза чрезвычайно удачны, в особенности в части причин, породивших социальные протесты. Он, было заявлено, в отличие от Нетаниягу «не родился с серебряной ложечкой во рту» и «знает, что такое бедность». Мофаз даже признался, что оба его женатых сына не могут свести концы с концами, и отец помогает одному из них платить машканту, а второму – оплачивать аренду жилья.
Как бы удачно ни стартовал Мофаз, он понимает, что на ближайших выборах много голосов не возьмет. Но это и не страшно, поскольку всегда можно свалить на Ливни. Главное для Мофаза сейчас - расставить своих людей на ведущие позиции в партии и перевести людей Ливни в балласт, чтобы в дальнейшем от него без сожаления избавиться. Многие сторонники Ливни откровенно теперь перед Мофазом заискивают. Странно видеть их целующимися со вчерашним противником, но не стоит обольщаться – придет время, и Мофаз всем воздаст по заслугам. Новый лидер еще говорит о единстве, предлагает Ливни остаться, но уже заявляет, что на грядущих выборах партийного списка в Кнессет будет составлена лучшая для победы сборная. Очевидно, в этой сборной мы не увидим Марину Солодкину, Роберта Тивьяева (я, кстати, так и не понял, зачем он приходил в политику), и Нино Абесадзе, к которой я отношусь с глубокой симпатией. Ну что ж, будет рассказывать внукам о том, как какое-то время была депутатом Кнессета. В любом случае, жизнь продолжается. Сегодня Кадима по всем политическим опросам аутасайдер. Однако падать дальше некуда, а значит, в любом случае Шауля Мофаза ожидает подъем.