Читайте также
Один читатель в своем письме спросил меня, напишу ли я статью, посвященную церемонии вручения «Оскара». Я ответил, что нет. Я не смотрел ни саму церемонию, ни те фильмы, которые были номинированы. Но мой читатель настаивал на том, что я обязательно должен что-нибудь написать. «Академия долгое время старалась избегать разногласий и спорных тем, но теперь они сдвигают окно Овертона быстрее, чем это происходит в реальной жизни, - написал он. - Кто еще десять лет назад мог подумать, что самая престижная награда в киноиндустрии достанется фильму о скотоложестве, выставляющему это извращение в положительном свете?»
Мой читатель имел в виду фильм «Форма воды», в котором главная героиня влюбляется в человекоподобную амфибию и занимается с ним сексом. Далее мой читатель пишет:
Еще больше удивления вызывает то, что, очевидно, это никого не волнует: критики, СМИ и теперь Академия единодушно аплодируют «смелости» режиссера Гильермо дель Торо (Guillermo Del Toro). Награды за лучший сценарий и лучший фильм на иностранном языке - доставшиеся соответственно фильму об истории однополой любви и фильму о женщине-трансгендере, пытающейся справиться с предрассудками, - кажутся даже вполне допустимыми по сравнению с этим, хотя они тоже показательны.
Оскароносный режиссер Алехандро Иньярриту (Alejandro Iñarritú) высоко оценил фильм «Форма воды»:
«Форма воды» - это любовное письмо самой любви. И декларация любви в кино. Гильермо изменил парадигму сказки о чудовище, потому что ни чудовищу, ни принцессе не нужно меняться. Истинное превращение исходит изнутри, если любить и принимать друг друга такими, как есть.
Это фильм, который любит - без всяких условий - маргиналов, изгоев, тех, кто является «другим» и у кого нет голоса. В нем есть идеальный злодей, который воплощает идеологии, пришедшие к нам из прошлого, но приобретшие новое значение и ставшие более опасными сегодня. Страх перед «инаковостью». Ослепленный этим страхом и невежеством, он не видит в других то, чем они являются, а ослепленный своими предрассудками, он теряет контроль и рассудок.
Другими словами, можно заниматься сексом с кем угодно и с чем угодно, потому что любовь есть любовь, и любовь всегда побеждает. Мой читатель продолжил:
Чаще всего я согласен с тем, что вы говорите, но иногда, как мне кажется, вы упускаете из виду то, как беспорядок и неразбериха, которые мы сегодня наблюдаем, способствуют переходу влияния от «нормальных» людей к фрикам. Все, что прежде считалось недостойным, ненормальным, маргинальным, омерзительным, сегодня не просто попадает в границы нормального, но и даже возвеличивается. В своей книге «Антихрист» Ницше назвал христианство искажением всех хороших и здоровых ценностей. Он призвал к революции в системе ценностей, к свержению христианской морали и замене ее на ее противоположность. Именно это мы и наблюдаем сегодня - на очень глубоком уровне.
Это не было бы так важно, если бы наши новые господа не были преисполнены ненавистью и обидой и не были бы так решительно настроены отомстить всем тем, кто их унижал - отсюда и бесконечные нападки на различные «привилегии», которым подвергаются представители «старого порядка»: патриархат, мужественность, гетеросексуальность, «белизна» и, да, христианство. Поскольку я - представитель меньшинства, это на первый взгляд не должно меня сильно волновать, поскольку многие аспекты «старого порядка» не заслуживают того, чтобы их сохранять, и направлены против меня. Но, говорю вам: то, что грядет, будет намного хуже, потому что это будет не восстановление справедливости, а настоящая месть.
Что вы по этому поводу думаете? Я не обращаю внимания на «Оскаров» и Голливуд, потому что меня интересуют иные вещи. Но то, что этот читатель пишет о Голливуде и о его способности формировать культуру, - это истинная правда. Вы видели «Форму воды»? Что вы думаете об этом фильме? Я только что посмотрел трейлер, и мне показалось интересным, что действие разворачивается в исследовательском комплексе под названием «Оккам» - помните Уильяма Оккама? Именно он стал основоположником разделения материи и сути посредством своей философии номинализма. Может ли быть так, что в этом фильме Элиза, работающая в «Оккаме» уборщицей и встречающая чудовище, учится отделять нравственность от материи таким образом, чтобы позволять себе сексуальные отношения с человекоподобной амфибией? Другими словами, если у материи нет никакого внутреннего, присущего ей смысла, мы можем делать с ней все, что захочется. В том числе предаваться сексуальным утехам с животными или любыми другими существами, которые доставляют нам удовольствие и вызывают привязанность.
Если основываться на пересказе содержания фильма в Википедии и статье Иньярриту, создается впечатление, что этот фильм именно таков, каким его описывает мой читатель. Более того, он представляет собой инверсию классической истории «Красавица и чудовище», поскольку в нем не любовь женщины меняет чудовище, а любовь чудовища меняет женщину. «Переоценка всех ценностей», как говорил Ницше.
Вчера я начал смотреть сериал «Вавилон-Берлин», криминальную драму, действие которой разворачивается в Веймарской республике. В первом эпизоде отряд полиции срывает порно-съемки, в которых актеры превращают сцену Рождества Христова в оргию. В этой сцене больше всего ужасает именно тривиальность богохульства. В веймарской Германии это все лишь бизнес, и в этом и заключается суть: поздняя веймарская культура настолько пропитана декадентством, что даже такой порнографический сценарий кажется чем-то совершенно привычным (хотя формально это преступление). Мы помним, что потом случилось с веймарской Германией.
Послушайте меня, мои консервативные читатели-христиане:
• В мире нет политиков, способных развернуть эту волну декадентства. Влияние культуры слишком сильно.
• Не стоит ждать, что ваши дети станут «солью и светом» в условиях культуры, где высочайшие награды отдаются фильму, в котором скотоложество представлено как акт освобождения.
• Скоро то, что вы делаете, будет считаться извращением и чем-то опасным для всеобщего блага. Вы к этому готовы?
Вам стоит к этому приготовиться. На стене уже появились знаки, а трещины в фундаменте уже увеличиваются. Позвольте познакомить вас с Питером Сэнлоном (Peter Sanlon). Вам стоит его узнать.
Уточнение. Разумеется, как я мог это пропустить? «Форма воды» - это изображение нашей текучей современности в миниатюре. Общество, отвергающее все формы, все содержание, - это такое общество, где остается руководствоваться только эмоциями - в результате появляются фильмы, возвеличивающие скотоложество.
Уточнение 2. Вы обвиняете меня в том, что я не смотрел этот фильм, поэтому у меня нет права что-либо о нем говорить. Я в самом начале подчеркнул, что я действительно его не смотрел, и что мои комментарии основаны на информации, взятой из Википедии и из комментариев известного режиссера и некоторых поклонников этого фильма. Несомненно, я могу ошибаться. Если я допустил ошибку в описании сюжета, поправьте меня. Но пока никто не нашел такой ошибки в моей статье. Читателей возмущает только моя интерпретация. Я больше не буду публиковать комментарии с жалобами на то, что я критикую фильм, так его и не посмотрев, если только ваша цель не состоит в том, чтобы исправить мои ошибки в изложении сюжета.
Род Дреер (Rod Dreher), The American Conservative, США