Он вам не Макрон
Фото: mnenia.zahav.ru
Он вам не Макрон

Как поет Маргалит Цанани, "Опа, опа, здесь вам не Европа". И не Канада, следует добавить. Французская и канадская политика целиком и полностью вращается вокруг социально-экономических вопросов, именно они лежат в основе любой идеологии в этих государствах. Поэтому партии, предлагающие своим избирателям центристскую программу, имеют в виду гибкое, компромиссное, недогматическое, прогрессивное решение проблем, заботящих французский или канадский электорат. Беда, однако, в том, что израильская политика делится не по социально-экономическому признаку. 

24 марта 2017 года престижное американское издание "Politico" опубликовало пространное интервью с председателем партии "Еш Атид" Яиром Лапидом – под заголовком "Человек, который победит Нетаниягу". Автор интервью Сьюзен Глэссер предоставила Лапиду возможность подробно изложить основы его мировоззрения. Лапид определил свою политическую концепцию следующим образом: "радикально-умеренный" или, если хотите "радикальный центрист". Эту мировоззренческую концепцию, которую позднее Лапид еще более подробно разъяснил в неоправданно объемной статье "Политический центр возвращается", опубликованной в журнале "Ха-Шилоах", можно конспективно изложить так: политический центр – единственное место, где происходят изменения, единственный способ управлять государством, единственный способ победить на выборах. Это начало и конец, альфа и омега, некоторые добавят, это самый израильский подход ко всему. 

Лапид хорошо знает, что делает. Во всяком случае так ему кажется. Не случайно и то, что председатель партии Авода Ави Габай также решил вступить в борьбу за избирателей, которые находятся в том самом "политическом центре", некоей текучей электоральной субстанции, имеющей критическое значение для любого кандидата на пост главы правительства (кроме, разумеется, кандидаита от Ликуда). Оба лидера, чей общий электоральный вес достигает почти 40 депутатских мандатов, сражаются друг с другом за звание самого "центристского" политика страны. Методика этой борьба довольна проста и подразумевает три основных этапа: 

Во-первых, необходимо избегать прямой и чрезмерно острой критики Нетаниягу и Ликуда, чтобы не отпугнуть "умеренно" правых избирателей.  Во-вторых, избирательная кампания должна быть позитивной, почти приторной – с лозунгами, напоминающими коммерческую телерекламу, звучащими, как поп-музыка конца 90-х; следует чаще напоминать о том, как кандидат "любит Израиль", а также о том, что "наша страна – лучшая в мире"; нужно также уверенно обещать 30 депутатских мест в кнессете. В-третьих, следует любой ценой избегать идентификации с левыми. Таким образом Лапид будет пытаться убедить избирателей, что он, не дай бог, не левый, и что его естественным партнером по будущей правительственной коалиции, разумеется, является Ликуд. Габай, в свою очередь, надевает на голову кипу и разглагольствует о еврейской вере. Оба политика, Лапид и Габай, соревнуются между собой в том, кто более популистским образом выскажется о будущем Иерусалима ("Объединенный Иерусалим важнее мирного договора" и т.п.).

Оба лидера рассчитывают таким образом привлечь тот самый мистический "центристский" электорат, тех самых умеренных избирателей, заполучить их голоса. Они сравнивают себя с французским президентом Эммануэлем Макроном, возглавляющим движение "Вперед, республика", и канадским лидером Джастином Трюдо, главой Либеральной партии. Они с восхищением отзываются об Ангеле Меркель, лидере германских умеренно правых. Они бесконечно повторяют о важности политического центризма. Габай сообщил, что не верит в догматические понятия "левые" и "правые". Лапид  умудрился переписать историю. В своей статье в журнале "Ха-Шилоах" он называет Рональда Рейгана и Маргарет Тэтчер – однозначно правых, консервативных политиков — "представителями политического центризма". 

Однако как Лапид, так и Габай упускают нечто важное и принципиальное, лежащее на поверхности. Как поет Маргалит Цанани, "Опа, опа, здесь вам не Европа". И не Канада, следует добавить. Французская и канадская политика целиком и полностью вращается вокруг социально-экономических вопросов, именно они лежат в основе любой идеологии в этих государствах. Капитализм против социал-демократии, приватизация против национализации, раздутое правительство против небольшого кабинета министров. Поэтому партии, предлагающие своим избирателям центристскую программу, имеют в виду гибкое, компромиссное, недогматическое, прогрессивное решение проблем, заботящих французский или канадский электорат. Речь идет о проблемах, лежащих в социально-экономической плоскости. Макрон создал свою партию "Вперед, республика" в качестве движения, стремящегося к ускоренной глобализации французского общества, включающей международное сотрудничество и открытую экономику. Трюдо проводит жесткую либеральную линию в экономической сфере, включающую среди прочего заключение международных торговых договоров, ускоренную выдачу лицензий на нефтедобычу и т.п.

Макрону удалось сформировать сильную центристскую партию посредством разрушения разного рода политических барьеров: он понял, что либеральная экономика не обязана идти в одном пакете с социальным консерватизмом, оторванным от реальности. Он понял, что можно поддержать более гибкое трудовое законодательство, сохраняя жесткую эмиграционную политику. Можно при этом укрепить полное разделение религии и государства и развить бурную дипломатическую деятельность с целью выстраивания экономического сотрудничества со странами, расположенными за пределами Европы.

Трюдо удалось сформировать для Либеральной партии, старейшего политического движения Канады, новый имидж, подчеркивающий ее капиталистические позиции в экономике. Он также сыграл на национальных чувствах канадцев, сумев при этом изменить в лучшую сторону отношение к коренным народам страны. Одновременно Трюдо стал продвигать беспрецедентную феминистскую и про-ЛГБТ политику в сфере гражданских прав. Ради этого был даже изменен текст национального гимна. 

Оба этих лидера действительно сумели сформировать "новый политический центр". Им удалось это потому, что они отказались от прежней догматики и придали "свежий, молодой" облик старым идеям. Подобная гибкость позоволила привлечь многих избирателей, почувствоваших, что всем есть место в партиях Макрона и Трюдо. Не случайно они получили абсолютное большинство мест в своих парламентах, что позволяет им провести практически любой закон без сопротивления истерзанной разногласиями оппозиции. Макрон и Трюдо стали для Франции и Канады тем, чем в свое время стал для Великобритании Тони Блэйр – третий путь, стирающий пыль со старых идеологий, встряхивающий всю политическую систему, не боящийся риска, готовый как к взлету, так и к падению. 

Казалось бы, Лапид и Габай предлагают нечто подобное – радикальный центризм, который отбрасывает в сторону старые догмы ("правые"и "левые"), обращается к нестандартно мыслящим избирателям, стремится перетрясти израильскую политическую систему. Беда, однако, в том, что израильская политика делится не по социально-экономическому признаку. Хотя Еврейский дом придерживается консервативных позиций в экономике, а Авода стоит на социал-демократических – Ликуд включает многочисленных депутатов с социально-ориентированными взглядами. МЕРЕЦ и Еш Атид, в большинстве своем, капиталистические партии, в то время, как правые ультраортодоксальные партии являются социалистическими – по экономическому подходу. 

Таким образом идентичность израильских партий (левых, правых, центристских) базируется не на социально-экономическом факторе, а на их государственно-политической позиции (отношение к палестино-израильскому конфликту, отношение к войне и миру). Правые – политические ястребы, левые – политические голуби, центр – это отчаянная попытка балансировать между первыми и вторыми. Чем больше израильский политический диалог склоняется вправо, тем правее становится "центр" Лапида и Габая. Иначе невозможно удержаться посередине. Израильский центр не обладает независимостью, не обладает способностью оказывать влияние на граждан, формировать самостоятельную повестку дня. Поэтому он целиком и полностью зависит от того, что происходит в обществе. 

Идо Дембин, ha-makom.co.il

counter
Comments system Cackle