Секрет выживания на Ближнем Востоке
Фото: Getty Images
Секрет выживания на Ближнем Востоке

Любая человеческая организация, от подпольных движений и партий до государств, для продолжения своего существования нуждается в постоянном омоложении. И тот, кто этого не понимает, на Ближнем Востоке долго не продержится. 

Теория организаций - большая и уважаемая отрасль в социальных науках. Недаром ей посвящены бесконечные исследования, книги и статьи, в которых многочисленные авторы задаются вопросами о том, почему возникают организации, как они действуют, что ими движет и что приводит к их концу.  

Вопросы эти важны и для понимания Ближнего Востока, ведь, каждое государство - та же организация, точно так же, как армия, партия, и, разумеется, любая религиозная или гражданская структура. Даже террористические группировки не свободны от процессов, характеризующих обычные организации. Одним словом, какими бы значительными ни были культурные особенности нашего региона, основные поведенческие законы остаются теми же, что и везде. 

Семья и племя 

Старейшей и универсальной организацией, конечно же, является семья, важнейшая характеристика, которой состоит в формирующей ее биологической связи. Отец и мать приводят в этот мир детей, те, в свою очередь, рожают своих детей и так далее. Иначе говоря, членство в семье навязано тому, кто в ней родился и вырос. Становясь старше, человек может оставить свою семью, но никогда не перестанет быть биологическим сыном своих родителей. Таким образом, семья строится не на идеологии, а на биологии. 

В различных культурах семье отводится разная роль. Так, например, в современной западной культуре, в которой столь развит индивидуализм, ключевую роль играет лишь базовая семья, включающая родителей и их детей, более дальние родственники же имеют гораздо меньшее влияние. Однако, на Ближнем Востоке в целом и в арабской культуре в частности, большая семья, то есть не только родители, но и дяди, и деды, и их потомки, куда более влиятельны. Корни этого явления восходят главным образом к условиям жизни в пустыне и столетиям борьбы за источники средств к существованию, требующей племенной лояльности и высокой семейной сплоченности. 

Таким образом, араб практически всегда будет прежде всего верен законам своего племени и семьи, и только потом любой другой искусственной организации, включая государство с его институтами и законами. Так заложено в него и тем воспитанием, которое он получил с детства, и той культурой, в которой он вырос. Этот аспект крайне важно осознавать, когда пытаешься разобраться в межкультурных различиях и менталитете арабского мира. 

Как и всякая другая организация, семья пытается постоянно обновлять себя, рождая детей. Старшее поколение естественным образом покидает мир, а дети становятся следующим поколением. Вливающаяся в артерии свежая кровь позволяет продолжать существовать, действовать и приспосабливаться к изменяющемуся миру. 

Преемственность поколений в жизни семьи происходит естественно, благодаря самой сущности этой организации, основанной на биологии. И до тех пор, пока ее члены продолжают цикл биологической жизни, семья будет существовать, даже если сами члены семьи верят в разные, а порой и противоположные идеологии. 

Идеология против интересов 

В отличие от семьи, другие человеческие организации, как правило, объединяют людей ради продвижения вопросов, связанных с идеологией или интересами. Диапазон идеологических организаций обширен и варьируется от различных политических объединений до структур, защищающих права человека или животных. Примером организаций по интересам являются рабочие и трудовые профсоюзы, коммерческие ассоциации, гильдии и профессиональные коллегии. 

Важно подчеркнуть, что в подобных организациях идеология и интерес вовсе не являются несовместимыми противоположностями, а сочетаются в той или иной пропорции. Так, внутри идеологической структуры могут существовать определенные интересы, и наоборот. Все в соответствии с избранными организацией целями и путями их достижения. 

Соответственно, характер организации может со временем изменяться. Это особенно верно в отношении идеологических структур. Обычно они начинают свою жизнь вокруг ядра, состоящего из группы молодых людей, полных идей и энергии, но не имеющих материальных ресурсов. С годами такая организация растет и развивается, мобилизует кадры и накапливает ресурсы, получает освещение в средствах массовой информации и расширяет свою деятельность. Тем временем ядро основоположников взрослеет, все больше вкладывая в увеличение бюджета и персональную карьеру, и все меньше в цели организации и идеи своей молодости. 

На этом этапе возникают внутренние конфликты и напряженности между руководителями, ведущие к расколу единой организации, а затем постепенно к забвению и прекращению всей той идеологической деятельности, ради которой эта структура когда-то была создана. И, как часто случается, параллельно развалу старой организации, возникает новая и энергичная группа молодых людей, презирающая интересы своих предшественников и объединившаяся ради продвижения идей с помощью свежей и чистой организации. Так идеологическая организация превращается в интересантскую, стремящуюся лишь поддерживать свое существование до тех пор, пока ее не сметет новая структура. 

Такова судьба большинства организаций, оказавшихся неспособными обновить свои ряды молодыми и энергичными людьми, проникнутыми верой в справедливость избранного пути, готовыми продолжать бремя борьбы и несения идеала. В Израиле это можно увидеть в последние годы на примере притока свежей крови, вливающегося в давние идеалы сионизма через молодые организации и движения вроде "Им тирцу", "Регавим", "Ха-эмет шели", "Милуимниким ба-хазит", "Шурат ха-дин", NGO Monitor и еще многие другие. К слову, все они, конечно, также стали ответом на множество организаций, поставивших своей целью борьбу с сионизмом и еврейским государством. 

Политические партии тоже не избавлены от старения. Вся история полна примерами политических структур, члены которых с годами из идеалистов превратились в заложников собственных интересов. Это общечеловеческое явление, распространяющееся на любые ближневосточные организации, в том числе и на хорошо знакомые нам террористические группировки. 

Организация освобождения Палестины (ООП) начинала свой путь как молодое и полное энтузиазма движение, увлекшее за собой многих. С годами, однако, по мере старения своих лидеров, оно обрюзгло, устало и было отброшено в сторону новыми и полными энергии организациями, вроде наступающего ему на пятки и оспаривающего первенство ХАМАСа. А теперь и сами главы ХАМАСа, бывшие некогда молодыми идеалистами, стали проводить большую часть своего времени в разъездах по миру, живя в роскошных гостиничных номерах, в то время, как все более радикальные движения салафитов, подрывая их статус, завоевывают себе место под солнцем. 

Иными словами, человеческий опыт и история учат нас тому, что одним из важнейших факторов необходимых для сохранения организацией, будь то национальное движение или государство, способности поддерживать себя и продолжать осуществление своих целей, является умение сохранять актуальность и прочную идеологическую базу, постоянно привлекая новых молодых людей в свои ряды. Некоторые из наших врагов уже усвоили этот важный момент, и нам это тоже крайне необходимо ясно осознать и твердо помнить. 

Возможно, именно в этом заключен секрет долговременного выживания в хаотичном и враждебном пространстве Ближнего Востока.

Автор: Мордехай Кедар, MIDA 

Перевод Александра Непомнящего

counter
Comments system Cackle