Какого президента выберет Египет?
Фото: Getty Images
Какого президента выберет Египет?

10 марта в Египте стартовала кампания по выдвижению кандидатов на пост президента АРЕ, которая будет продолжаться до 8 апреля; 9 апреля список кандидатов (со всеми собранными документами) должен быть представлен в Высшую избирательную комиссию, которая огласит официальный лист кандидатов 26 апреля. Затем стартует кампания по выборам, которая должна будет закончиться за 48 часов до дня голосования. Первый тур выборов состоится 23 и 24 мая. Если ни один из кандидатов не получит более половины голосов избирателей в первом туре, то два кандидата, получившие большинство голосов будут баллотироваться во втором туре, который пройдет 16 и 17 июня, а имя нового главы государства должно быть объявлено не позднее 30 июня 2012 года. После этого высшее военное руководство страны передаст свои полномочия избранному главе государства. Такой график предстоящих выборов опубликован в новом Законе о президентских выборах, обнародованном в конце января 2012 года и подписанном главой Военного совета маршалом Х. Тантави без обсуждения его в Национальной ассамблее (парламенте), но после утверждения в Конституционном суде.

Этот закон, значительно упростив процесс выдвижения кандидатов, одновременно сильно ужесточил требования, предъявляемые к претенденту на высший государственный пост, не позволив отдельным политикам выдвинуть свою кандидатуру. Так, согласно закону, претендовать на пост главы государства теперь может только египтянин, достигший 40-летнего возраста, не имеющий иностранного гражданства, родители и супруга которого также должны быть египтянами и не иметь другого гражданства (новый избирательный закон требует предоставить в Избирательную комиссию документы, подтверждающие отсутствие двойного гражданства у кандидата, его родителей и супруги). Кроме того, кандидат должен отслужить в египетской армии, либо предоставить документ об освобождении от службы. В период предвыборной кампании кандидат может открыть банковский счет для сбора средств на избирательную кампанию, но сделать это можно только в египетских фунтах и только в трех египетских государственных банках. О полученных и потраченных средствах кандидат информирует Высшую избирательную комиссию в течение 10 дней после оглашения результатов голосования. Получать средства из-за рубежа строго запрещено.

Новый избирательный закон запрещает вести предвыборную агитацию в местах отправления религиозных культов; запрещено также использовать в ходе кампании религиозные и этнические лозунги и символы. Нарушение правил избирательной кампании карается, в соответствии с законом, тюремным заключением (до 10 лет) и штрафом (до 10 тысяч египетских фунтов). Одновременно новый Закон о выборах гарантирует их честность и прозрачность: выборы будут проходить в присутствии представителей от кандидатов, СМИ и организаций гражданского общества.

Любая политическая партия, представленная в парламенте как минимум одним депутатом, имеет право выдвигать своего кандидата в президенты. Такой кандидат для регистрации должен представить официальную партийную рекомендацию, утвержденную политическим комитетом партии и сертификат от Национальной народной ассамблеи или Консультативного совета, где указывается число избранных в них членов рекомендующей партии.

Если кандидат выдвигается не от партии, то он должен собрать 30 тысяч подписей в свою поддержку, включая поддержку как минимум в 15-ти из 27 провинций, причем в каждой провинции за кандидата должны отдать свой голос не менее одной тысячи граждан. Кроме того, получить официальную регистрацию кандидат может, заручившись поддержкой, как минимум, 30 депутатов Национальной народной ассамблеи и Консультативного совета. В Избирательную комиссию в этом случае кандидат представляет полный список и информацию об именах поддерживающих его граждан или депутатов. Все подписи должны быть официально задокументированы специальными нотариальными конторами, действующими при министерстве юстиции. В соответствии с новым избирательным законом, эти же нотариальные конторы, имеющие единый информационный центр, будут следить за тем, чтобы граждане рекомендовали только одного кандидата.

Высшая избирательная комиссия, на которую возложена вся координацию и контроль за выборами президента, состоит из председателя Конституционного суда (председатель комиссии), председателя Апелляционного суда Каира, заместителей председателя Верховного конституционного суда и заместителей председателя Кассационного суда, а также заместителей председателя Государственного совета.

Интересным положением нового Избирательного закона является то, что решения Высшей избирательной комиссии являются окончательными и не могут быть обжалованы.

После начала процесса выдвижения кандидатов на первых в истории свободных выборах президента Египта политическая активность египтян бьет все мировые рекорды: число претендентов на высший пост в государстве исчисляется уже сотнями человек. Ряд египетских политиков также объявили о намерении принять участие в президентских выборах: среди них – бывший Генеральный секретарь Лиги арабских государств, бывший министр иностранных дел Египта Амр Муса, а также бывший премьер-министр и министр гражданской авиации Ахмед Шафик. При этом отмечается и интересный момент: несмотря на десятки зарегистрированных и уже действующих партий (15 из которых, включая и партийные блоки, представлены в нынешнем составе парламента), большинство из них так не выставили своего кандидата для участия в президентских выборах. Связано это, видимо, с тем, что более четырех десятков политических партий Египта, в большинстве своем созданные под выборы летом 2011 года, переживают этап своего становления и естественной внутренней конкуренции.

Однако, и самая влиятельная Партия свободы и справедливости, не поддержав президентские амбиции своего бывшего члена руководства Абд аль-Мунима Абу-ль-Футуха (умеренного исламиста и весьма популярного, особенно среди молодежи политика), до настоящего времени также не определились с наиболее приемлемой для нее кандидатурой. При этом генеральный секретарь ЛАГ Набиль аль-Араби, рассматривавшийся как компромиссный кандидат от военных и исламистов, отказался от участия в президентской кампании (скорее всего, из-за появившихся в египетских СМИ сообщений, что руководители стран Персидского залива в случае выдвижения этой кандидатуры обещают Каиру финансовую помощь, после чего последовало жесткое заявление Н. аль-Араби, что он не пойдет на выборы «ни при каких условиях», тем более, если «таким условием будет зарубежная поддержка»).

Фактически ушел с политической арены и Мухаммед аль-Барадеи, который еще год назад активно боролся за изменение конституции и считался чуть ли не основным претендентом на президентский пост, а теперь отказался от участия в выборах из-за «разочарования темпом реформ в переходный период».

Одновременно с этим последовало заявление представителя руководства ПСС о том, что она поддержит единого с партией «Ан-Нур» (имеющей в парламенте 121 место) кандидата (называлась кандидатура Хуссама аль-Гарьяни – председателя Высшего судебного совета Египта). При этом салафиты продвигают и своего кандидата – Хазема Салаха Абу Исмаила.

Отсутствие единого кандидата от «Братьев-мусульман», с одной стороны, объясняется серьезными расхождениями во мнениях внутри самой организации о поддержке той или иной кандидатуры, а с другой – видимо, попытками договориться о компромиссном кандидате с военными. Амр Муса, который считается довольно самостоятельной политической фигурой, видимо, не устраивает ни одну из двух самых влиятельных сил в стране. Однако, даже если военные и исламисты придут к некоему компромиссу относительно единого кандидата, то это не снимет в дальнейшем серьезных противоречий, существующих между ними. Военные хотят и после президентских выборов сохранить свое влияние на политические процессы в стране, а «Братья-мусульмане» надеются установить контроль над правительством, которое должно формироваться на основе парламентского большинства и назначать премьер-министра. Однако, будет ли новый глава Египта самостоятельной фигурой в системе органов государственной власти страны или его полномочия будут урезаны в пользу парламента, зависит от новой конституции страны, к написанию текста которой уже приступила специальная комиссия, утвержденная парламентом и на 2/3 состоящая из исламистов. Именно этот документ должен определить юридическую базу функционирования всей системы органов государственной власти, очертить рамки их политического взаимодействия и показать, будут ли сохранены экономические и политические привилегии армии, а также прерогативы президента страны, которые он имеет по нынешней конституции, включая назначение премьер-министра и министров, объявление чрезвычайного положения, назначение 1/3 членов Консультативного совета, руководство Национальным советом обороны (который решает все вопросы, связанные с обеспечением безопасности страны) и др. Если по новой конституции глава государства лишится этих полномочий, то институт президентства впервые за всю историю современного Египта будет носить номинальный характер.

counter
Comments system Cackle