Счастливое "число зверя" ("Ваейра")
Фото: Shutterstock.com
Счастливое "число зверя" ("Ваейра")

Эстетический консенсус 

В недельной главе "Ваейра" Всевышний обращается к Моше: "Я наложу руку Мою на Египет. И выведу полки Мои, народ Мой, сынов Израилевых, из земли Египетской великими казнями. И узнают Египтяне, что Я Господь, когда простру руку Мою на Египет и выведу сынов Израилевых из среды их. И сделали Моше и Аарон; как повелел им Господь, так они и сделали. Моше был восьмидесяти лет, а Аарон восьмидесяти трех лет, когда стали они говорить с Паро" (7:1-7). 

Итак, Моше было восемьдесят лет, когда Всевышний призвал его на свое служение. Само по себе это не кажется неожиданным. Мы уже видели, что Всевышний для проведения Своей воли использует "скудельные сосуды", т.е. не бравых молодцев, а людей пожилых, и, казалось бы, отживших свой век. Так Авраам также был призван в преклонном возрасте - в 75 лет, и только в столетнем возрасте получил обещанного Ицхака. 

Между тем в призвании Моше в восьмидесятилетнем возрасте можно усмотреть и некоторый дополнительный смысл - а именно дополнительный знак его совершенства. 

Дело в том, что традиция видит Моше величайшим пророком, в котором восстановился Первый Человек. Моше совершенный человек, и традиция усматривает знаки его совершенства в частности в том, что он прожил 120 лет, родившись и умерев в один день - 7 адара. Но тогда уместно отметить, что восьмидесятилетний рубеж делит его жизнь в пропорции два к одному, что имеет свой эстетический смысл. 

В изобразительном искусстве действует "правило третей", согласно которому любая грамотная композиция делит полотно на две неравные части - на треть и на две трети. Одинокое дерево никакой художник не разместит посреди полотна, а на классическом морском пейзаже море составляет треть, небо две трети. Аналогичное деление можно отметить и в других сферах. Например, отношение бодрствования и сна у человека составляет два к одному. 

Правило третей является упрощенным правилом "золотого сечения", т.е. таким разделением предмета на две неравные части, большая из которых так относится к целому, как меньшая часть к большей. Отношение это выражается иррациональным числом 0.618… к 0.382… 

Эта пропорция усматривается в строении самых разнообразных живых существ. Так Леонардо да Винчи, обнаруживший это соотношение в строении человеческого тела, писал: “Если мы человеческую фигуру - самое совершенное творение Вселенной - перевяжем поясом и отмерим потом расстояние от пояса до ступней, то эта величина будет относиться к расстоянию от того же пояса до макушки, как весь рост человека к длине от пояса до ступней”. 

Причем, это "золотое" правило действует не только в отношении прекрасных вещей, но также и в отношении сомнительных и даже откровенно вредоносных явлений и предметов. 

Алкоголь употребляется человечеством в самых разных разведениях - от нескольких градусов в пиве, то 70 - в абсенте, и тем не менее именно "золотая" пропорция: 40 частей спирта на 60 воды - считается у потребителей наиболее оптимальной. 

А пропагандистский прием, предложенный в свое время Геббельсом, предполагал такое же соотношение правды (60%) и лжи (40%). Чтобы эффективно внедрять в сознание людей откровенную ложь, ее необходимо приправлять правдой именно в такой пропорции. 

Ложь, преподнесенная в каком-либо ином соотношении с правдой, работает значительно хуже. Если лжи слишком много, она сразу вызывает подозрения и опознается как ложь. Если ее слишком мало, то она теряет свою эффективность: 40 к 60 - самое оно. 

Само "золотое сечение", как мы выяснили число, иррациональное. Тем не менее, имеется ряд рациональных приближений, в которых 3 к 2 является первым. Ряд же этот берется из ряда чисел Фибоначчи. Числа Фибоначчи - элементы последовательности, в которой каждый следующий член представляет собой суммы двух предыдущих: 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377, 610, 987, 1597, 2584, 4181, 6765, 10946, … 

Таким образом, пропорция 3 к 2 являются первым рациональным приближением к золотому сечению, в своем пределе выражаемому следующим соотношением чисел Фибоначчи 3/2; 5/3; 8/5; 13/8; 21/13; 34/21; 55/34; 89/55; (каждый следующий шаг все более точно приближается к золотой пропорции). 

Но ряд Фибоначчи, первыми членом которого является 3 к 2 (60 и 40 вместо 62 и 38) не единственный способ "огрубления" золотого сечения. Другим - более грубым - приближением считается как раз "правило третей" (33(3)% и 66(6)% вместо 38% и 62%). Таким образом, все что разделено в пропорции промежуточной между одного к двум (правило третей) и двух к трем (ряд Фибоначчи) - находится в зоне влияния золотого сечения, находится в эстетическом консенсусе. 

Между тем, при представлении "правила третей" в качестве десятичной дроби (0.666 и 0.333) открывается некий дополнительный горизонт. Числа 33 и 66 говорят о "сотне", намекают на нее, соответственно числа 333 и 666 намекают на тысячу. 

Красивый раскол 

Итак, число 33, и тем более 333 символизирует "треть", а 66 и тем более 666 - две трети. 

Как известно, в христианской культуре последнее число считается неудачным, несчастливым числом. Это поверье восходит к следующим словам апокалипсиса: "Убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя… Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть". (13:16) 

Обыкновенно считается, что речь идет о гематрии, которую нужно суметь прочитать. 

Так Лев Толстой приписывает произведение такого расчета своему герою Пьеру Безухову, покушавшемуся на Наполеона: “Написав по этой азбуке цифрами слова L’empereur Napoleon, выходит, что сумма этих чисел равно 666 и что поэтому Наполеон есть тот зверь, о котором предсказано в Апокалипсисе. Предсказание это очень удивило Пьера. Один раз занимаясь этими вычислениями, он написал свое имя… Откинув неправильно “е” Пьер получил искомый ответ: I’Russe Besuhof, равное 666. Открытие это взволновало его”. 

Еврейской традиции ничего особенно дурного о числе 666 не известно, а гематрия этого числа, как водится, говорит надвое: тут "Арон акодеш" ("Ковчег завета"), и "Милхемет хаолам гимел" ("третья мировая война"), тут "савта раба" ("прабабушка") и персонаж главы "Ваишлах" - "Шхем бен Хамор". 

Мой давний друг Сандр Рига, которого в 80-х годах "лечили" от христианства в страшной Благовещенской спецпсихбольнице, объяснял, что шестерка символизирует несовершенство, так как не дотягивает до совершенного числа Семь. Таким образом, "666" - это трижды подтвержденное несовершенство. 

Толкование вполне удовлетворительное, но оно все же не мешает усматривать в этом числе символ двух третей. 

"Идеальная" жизнь Моше Рабейну разделилась на два периода: 80 лет и 40 лет. Моше прожил насыщенную 0.666-ю часть своей жизни и после того вступил в 0.333-ю часть, полную великих чудес и откровений. 

И это учит о том, что разделение на 0.666 и 0.333 - удачное разделение, а значит, что и числа эти сами по себе ничем не дурны. 

В завершении не могу не коснуться результата недавнего голосования генеральной ассамблеи ООН по поводу заявления Трампа о переносе посольства США в Иерусалим. Соотношение противников этого переноса и его явных и неявных сторонников составило в целых числах 66% к 33% (128 "против", 9 "за", 35 стран воздержались, 21 не участвовала). Что означает этот смотр сил? Почему заявление Трампа вообще вызвало такой переполох? 

В 1947 году та же Генеральная Ассамблея разделила Палестину таким образом, чтобы Иерусалим оставался "международным", чтобы он числился химически чистым "городом трех религий". Брезгливо кривясь, народы согласились создать убежище для преследуемых повсюду евреев в Палестине, но, без "религиозной символики", без Сиона. Когда же в 1967 году Сион оказался в еврейских руках, это вызвало невыносимые корчи, так как теперь могло показаться, будто бы уже не жалкие беженцы съехались в свою палестинскую "Уганду", а сама Шхина вернулась в Сион. 

- Вы что, серьезно хотите сказать, что Истина "националистическая" "ветхозаветная", а не универсальная??? 

- Да, что-то вроде того! - не постеснялся ответить Трамп. И умудрился при этом вполне "красиво" расколоть человечество.

Автор: Арье Барац
Источник: Понять иудаизм
counter
Comments system Cackle