Читайте также
В связи с законом о супермаркетах по субботам участились нападки на премьер-министра Биньямина Нетаниягу: он слаб, опять уступает ортодоксальным фракциям в своей коалиции.
Удивляет, что говорят и пишут это и люди, казалось бы, грамотные, следящие за политикой, не обыватели, которые подвержены дешевой партийной агитации.
Есть старая и мудрая французская пословица: Имею компаньона - имею хозяина. Хотите, чтобы премьер в парламентской республике решал единолично - дайте его партии 51 процент мандатов. А так все ваши остроты идут по рубрике дешевая партийная атака.
Кто в израильской истории последних десятилетий был единоличным правителем? Кто проявил волю и решительность, и если проявил – то чем это закончилось?
Знакомство с самым кратким курсом ВКП(б)… просите, с краткой партийной историей Израиля показывает следующее. В 1977 году премьер-министр Ицхак Рабин нарушил священную субботу. Ортодоксальная фракция в его коалиции вложила ему в ладонь черную метку. Он решил нанести предупреждающий удар – распустил Кнессет и объявил о досрочных выборах. Его партия на этих выборах потерпела первое в истории страны поражение – и до сих пор не может "оклематься".
В 1994 году министр просвещения от МЕРЕЦ в правительстве Рабина Йоси Сарид совершил что-то, что не понравилось ортодоксам. Опять Рабин получил ультиматум; наученный прежним опытом, он даже не посмел пикнуть (тоже мне выдающийся государственный деятель!) - тут же дал указание социально близкому коммунистическому МЕРЕЦ сделать персональные выводы – и уже назавтра неосмотрительного Сарида заменили на более дипломатичного Амнона Рубинштейна. (СМИ тогда восхваляли мудрость Рабина).
В 2001 году мелкие фракции пригрозили обанкротившемуся премьер-министру Бараку выходом из коалиции – он струхнул, объявил о досрочных - всего через полтора года! - выборах премьера (тогда были прямые выборы премьера) и с треском проиграл их.
В 2008 году Ольмерту, премьеру от довольно большой партии Кадима, глава скромной фракции Авода Эхуд Барак предъявил ультиматум: либо ты уходишь со своего поста, либо Авода выходит из коалиции. И Ольмерт подал в отставку, хотя понимал, что его посадят. И нет больше Кадимы.
В 2014 году демагог Яир Лапид, возглавлявший фракцию, равную фракции Ликуд, стал строить из себя большого человека, отказался голосовать вместе с коалицией за бюджет. Нетаниягу ему сказал: Хочешь выборы? Пожалуйста - и вы знаете, что сказал народ Лапиду на избирательных участках.
Чего вы хотите, нападая на Нетаниягу за то, что он борется за сохранение коалиции? На чью мельницу – вольно или невольно льете воду? Вам кажется, что развал коалиции (и 400 миллионов народных денег на никому не нужные досрочные выборы) что-то изменит?
Неважно, чья партия получит большинство – коалиция опять будет зависеть от самого мелкого своего члена (для чувствительных дам: самой мелкой составляющей).
Проблема чрезмерного ортодоксального влияния решается не давлением на премьера, не досрочными выборами. Это можно сделать очень просто, очень умно и очень дешево – если думать о народе, а не о своих амбициях. Лапид со своей партией должен войти в правительство (престижный портфель МИДа ждет его) и тем самым свести к минимуму влияние ортодоксальных фракций. Не смогут они тогда шантажировать премьера и страну своим выходом. Конечно, это если Лапида действительно заботят интересы светского населения. Но им движет только личное желание покрасоваться в кресле премьера. Попомните мое слово – если он и влезет в это кресло, то "править" будет не эффективнее Нетаниягу и не дольше Барака.
Дери и Лапид – две стороны одной медали. Чем больше вы давите на лидеров ортодоксальных партий, тем сплоченнее выступает их электорат, и тем больше мандатов они получают. Что плохого в том, что Нетаниягу считается с волей народа, создавшего на выборах именно такую мозаику в парламенте?
Признаю – есть сценарий, по которому ортодоксальные партии не будут в коалиции, и не нужно будет платить их ешивам. Но тогда придется платить другому сектору. Трудно мне поверить, что это то, о чем вы все мечтали, репатриируясь в Израиль.