Теледебаты, взбудоражившие арабский мир
Фото: Reuters
Теледебаты, взбудоражившие арабский мир

Говорите с ними на их языке и громите их фактами. Визит в самое логово врага - интервью на канале «Аль-Джазира», «взорвало» исламскую улицу, став отличным примером того, как следует вести себя на Ближнем Востоке. 

В минувший вторник меня пригласили принять участие в программе «Противоположное направление» на канале «Аль-Джазира», катарской телесети, транслирующей по всему арабскому миру и обладающей собственной студией в Иерусалиме. 

Создателем и постоянным ведущим программы, считающейся одной из самых ярких на канале, является д-р Файсал Аль-Касем, сириец друзского происхождения, который каждую неделю приглашает двух людей с противоположными взглядами, предлагая обсудить актуальные проблемы. 

В последние годы программа Аль-Касема завоевала огромную популярность в арабской среде благодаря эмоциональному стилю дебатов, разворачивающихся в прямом эфире, а иногда доходящих буквально до драки. При этом ведущий регулярно приглашает в студию гостей, мнение которых расходится с генеральной линией канала «Аль-Джазира». 

Основной темой программы, в которой я принял участие на прошлой неделе, стало заявление президента США Дональда Трампа о признании Иерусалима столицей Израиля, декларация, которая, конечно же, была дружно осуждена в арабском и исламском мире. В студии, расположенной в Катаре, находился мой оппонент шейх Абд Аль-Рахман Куки, сирийский исламист, чьи взгляды находятся где-то в диапазоне между ХАМАСом и «Аль-Каидой». 

Как и ожидалось, наш диалог быстро развился в бурную дискуссию, в ходе которой зрители «Аль-Джазиры» стали свидетелями достаточного редкого явления, когда израильский исследователь обращается к ним напрямую на их собственном языке. Так, например, я напомнил им, что евреи были в Иерусалиме уже 3000 лет назад и служили единому Богу в то время, когда отцы ислама вовсю пили вино и поклонялись идолам. 

Шейх Куки, со своей стороны, продемонстрировав свое полное невежество в отношении истории еврейского народа и Страны Израиля, так и не смог озвучить в ответ какие-либо существенные аргументы, ограничившись криком и маханьем рук. 

Отвечая на вопрос ведущего, не опасаюсь ли я за перспективы мирного процесса, я заметил, что арабскому миру, погрязшему в болоте огня и крови безжалостных войн между мусульманами, мир, явно, незнаком: «после того, как сумеете наладить мир между собой, мы тоже к нему присоединимся», - предложил я Аль-Касему. 

Но, похоже, больше всего ведущий разозлился тогда, когда я, процитировав фразу из Корана: 

«Вы (мусульмане) - лучшая из наций человечества», изменил в ней одно слово, сказав: 

«Вы - худшая из наций… Кто с вами вообще готов разговаривать? Арабский мир - лузеры!».

«Предательство арабской нации» 

Реакции арабской улицы начали поступать практически сразу после окончания передачи. Заголовки в арабских СМИ буквально «взорвались» - как из-за самого факта моего участия, так и из-за сказанных мной слов. 

Десятки статей были опубликованы в газетах и на сайтах, а обсуждения развернулись в новостных студиях и программах актуальных событий. Дебаты выплеснулись и в социальные сети, собирая тысячи реакций, среди которых была небольшая часть и тех, кто поддерживал мою позицию, хотя большинство выражало гневное возмущение, как в отношении меня самого, так и канала «Аль-Джазира», пригласившего меня выступить. 

В газете «Аль-Халидж», выходящей в странах Персидского залива, была опубликована статья д-ра Абдаллы Аль-Сувейхи, под заголовком, ссылающимся на процитированную мной фразу из Корана: «О, «Аль-Джазира», неужто, мы самая худшая из наций?» 

Аль-Сувейхи яростно раскритиковал ведущего программы за то, что тот «потворствовал» гостю из Израиля в ущерб мусульманскому собеседнику, когда обратившись к шейху Куки, спросил его: 

«А что вы делаете для освобождения Иерусалима?

Запускаете ракеты в Твиттере?

Бомбите в Фейсбуке?». 

В свою очередь, многие другие обвинили Файсала Аль-Касема в предательстве арабской нации и предоставлении сионистам возможности излить свой яд на арабскую и исламскую нацию. 

Некоторые же, пошли еще дальше, предположив, что телеканал «Аль-Джазира» управляется и финансируется израильским «Моссадом». 

В то же время, обнаружились и другие реакции. Один из тех, кто поддержал мои слова, написал в Твиттере: 

«Этот сионистский подонок прав, мы действительно крайне проблемная нация». 

Другой же заметил, что «именно распространившиеся между нами насилие и убийства во славу ислама, являются нашей главной проблемой, а вовсе не Израиль». 

Особенно характерная реакция была получена от одного палестинского араба, пославшего мне по Фейсбуку текст следующего содержания: 

«Ты и вправду считаешь себя исследователем арабского мира и ислама? Я думаю, ты преувеличиваешь, ты просто позорный шпион, зарабатывающий на мучительной реальности, в которой оказались народы нашего региона… 

Будь уверен, Мордехай, ваше пребывание на земле Палестины временно. Проклятие Аллаха будет преследовать вас вместе с проклятием всего человечества. Все народы мира ненавидят вас, презирают вас и надеются на то, что вы будете истреблены в самое ближайшее время. Не было у вас жизни в прошлом и не будет в будущем. Если же вы делаете ставку на нынешние арабские режимы и их роль в поддержании вашего пребывания в Палестине, вы опираетесь на ломкий тростник и потерпите сокрушительный провал». 

Похоже, что мое участие в передаче повлекло за собой и жаркие споры внутри самой «Аль-Джазиры». Из источников на канале, мне стало известно, что трансляция передачи вызвала сильнейшее сопротивление, в первую очередь, со стороны Джамаля Риана, главного редактора и ведущего диктора канала. 

Риан, 64-летний уроженец Туль-Карема, выросший в Иордании, по слухам был изгнан оттуда королем Хусейном за активное участие в движении «Братьев-мусульман». Он обосновался в Катаре и вошел в число создателей «Аль-Джазиры», став первым диктором телеканала, начавшего свое вещание в ноябре 1996 года. 

Девять лет назад, Джамаль Риан взял у меня интервью в выпуске новостей, где столкнулся со мной по поводу израильского строительства в Иерусалиме. С тех пор он не приглашал меня выступать в его программах, и, по-видимому, противился моему появлению на «Аль-Джазире» вообще. 

Буря в СМИ все еще не улеглась. Вывод же, который напрашивается сам собой, заключается в том, что Израилю следует выставить перед арабским миром людей, хорошо владеющих арабским языком, глубоко осведомленных в истории и культуре арабских стран, имеющих обширные познания об исламе и достаточно уверенных в себе, чтобы противостоять ненавистникам Израиля. Именно такие специалисты могли бы ставить наших врагов на место на их же собственной территории - в арабских СМИ. 

Тот, кто готов отказаться от своего дома, земли и прав, воспринимается на Ближнем Востоке с презрением и пренебрежением. Если же Израиль хочет жить в мире со своими соседями, он обязан излучать силу, решительность и веру в справедливость своего пути. Только эти качества, ценятся и признаются на Ближнем Востоке, и только так мы добьемся уважения и готовности жить с нами в мире. 

Мордехай Кейдар, МИДА 

Перевод Александра Непомнящего 

counter
Comments system Cackle