Тель-Авив, далее - нигде
Фото: mnenia.zahav.ru
Тель-Авив, далее - нигде

Тель-авивские магазины будут работать по субботам – так решил БАГАЦ под председательством уходящей в отставку Мирьям Наор. Их число ограничено, оно намного меньше, чем можно было надеяться, но все же право города на свободную торговлю подтверждено. В долгом споре о шабате и Тель-Авиве поставлена очередная точка, но последнее слово еще не сказано. 

В 2013 году владельцы мелких тель-авивских бизнесов пожаловались в БАГАЦ, что не могут конкурировать с крупными сетями, работающими без выходных. Тогда Высший суд справедливости потребовал от мэрии либо закрыть всю субботнюю торговлю, либо урегулировать ее законодательно. В марте 2014-го мэрия приняла поправку к городскому закону и разрешила работу в шабат ряду магазинов и киосков. Но вскоре тогдашний министр внутренних дел Гидеон Саар подписал указ о полном запрете торговли. Дело опять попало в суд. В апреле нынешнего года БАГАЦ признал право муниципалитетов «формировать облик города» и устанавливать правила торговли «с учетом состава населения и потребностей жителей». 

По просьбе нового министра внутренних дел Арье Дери по этому вопросу были созваны новые слушанья, в расширенном составе. В итоге пять светских членов суда проголосовали за постановление, а двое религиозных – против.

Оглашая вердикт, Мирьям Наор заявила, что БАГАЦ лишь толкует существующий закон и не выражает своего отношения к соблюдению субботы. Она также упомянула принцип «Живи и давай жить другим», указывая на необходимость светских и религиозных граждан прийти к консенсусу. Но до этого, судя по всему, очень далеко. 

Решение БАГАЦа приветствовали светские израильтяне, которые увидели в нем победу «страдающего большинства - над меньшинством, которое навязывает нам свой стиль жизни». Так выразился исполняющий обязанности мэра Тель-Авива Асаф Замир. Но те, кого назвали «меньшинством», не собираются сдаваться. Об этом они заявили заранее, предвидя неудобное для них решение БАГАЦа. 

Позиция ультраортодоксальной партии «Йеадут а-Тора» неизменна: по вопросу святости субботы не может быть ни уступок, ни компромиссов. Постановление БАГАЦа раскритиковал также Арье Дери (ШАС). Харедим готовы дальше бороться за шабат. Так, от «Йеадут а-Тора» выдвинут законопроект Моше Гафни, отменяющий все распоряжения местных властей об открытии магазинов в субботу, начиная с января 2014 года, если они не получили разрешения МВД. На этом фоне сходный законопроект Арье Дери выглядит почти революционным, поскольку не требует ретроактивных запретов. Дери вообще в последнее время проявляет некоторое свободомыслие: он даже признал, что «Израиль – еще не государство Галахи» и это нужно учитывать. 

Тем не менее, и ШАС, и «Еврейский дом» обещали поддержать проект Гафни. Если он будет принят, то нынешнее решение БАГАЦа теряет силу. Депутаты-харедим уверены: они смогут обойти любое постановление суда, проведя подходящий для себя закон. Оснований для такой уверенности у них достаточно: правительству отступать некуда – впереди бюджет. 

Тем временем «страдающее большинство» в лице депутатов Мики Зоара (Ликуд), Рахель Азария («Кулану») и Элиэзера Штерна («Еш атид») выдвигает свой «Закон о субботе», в котором есть одно несомненное рациональное зерно: правила субботы должен быть определены и закреплены законодательно. Но харедим уже объявили, что не пропустят этот законопроект, усматривая в нем посягательство на «статус кво». Между тем, законопроект Зоара, хоть и выступает за движение транспорта по субботам, но торговлю предлагает ограничить и свести к нескольким работающим магазинам – по одному на район. 

Правда, у харедим есть более насущные цели, за которые им нужно бороться в парламенте. Сейчас их главная задача – закон о призыве. В политическом отношении он даже важнее, чем святость шабата, поскольку здесь ультраортодоксальную общину заметно потеснили с насиженного статус-кво. Что касается субботы, то по ее поводу копья ломаются уже много лет с переменным успехом, и ситуация более или менее стабильна: одна часть Израиля шабат соблюдает, другая - нет. Бесконечные баталии по поводу работы транспорта и магазинов позволяют парламентариям от «Йеадут а-Тора» и ШАС год за годом демонстрировать свою активность и несгибаемую позицию. В отличие от этой «вечной» проблемы, вопрос о призыве надо решить как можно скорее, чтобы ультраортодоксальные политики сохранили свое реноме в глазах избирателей. Электорат харедим, конечно, не будет голосовать за другие партии, но сменить представителей в Кнессете раввины вполне способны. Так что не исключено, что религиозное лобби даже на время смирится с потерей «безбожного» Тель-Авива. 

В нынешней коалиции под управлением Нетаниягу у охранителей статус кво есть все шансы выиграть оба сражения. И все же возможно, что Тель-Авиву удастся на этот раз отстоять свою свободу. Но надежды других городов – Тверии, Ашдода, Кфар-Сабы и т.д. - получить право на торговлю в субботу выглядят нереально. Собственно, на то, чтобы остановить «тельавивизацию» всей страны, и направлен законопроект Дери. Но не только он. 

Как ни удивительно, даже светские деятели признают, что прецедент этого города уникален и не должен распространяться на остальные населенные пункты. Так, судья Эстер Хают, вступающая в должность председателя БАГАЦа, считает, что что тель-авивский муниципальный закон не должен влиять на соблюдение субботы в других городах. Ее предшественница Наор подчеркнула, что этот закон подходит именно для Тель-Авива – с его населением, характером и сложившимся образом жизни. Самое левое и либеральное из израильских изданий, газета «Ха-Арец», и та предупреждает ультраортодокосов, что не стоит навязывать свои представления жителям секулярного и свободного Тель-Авива. 

Подразумевается, что навязывать представления жителям остального Израиля – можно. Так, по-видимому, выглядит понимание статус кво со светской стороны.

counter
Comments system Cackle