Zahav.МненияZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+24+17
Иерусалим
+24+12

Мнения

А
А

Исход референдума в Курдистане может оказаться неожиданным

Курды борются за независимость со времен Первой мировой войны. 35-миллионный курдский народ сегодня разделен между Ираком, Ираном, Сирией и Турцией, где проживает самая большая курдская община.

19.09.2017
Zahav.ru

Читайте также

25 сентября Иракский Курдистан планирует провести референдум по вопросу о независимости. Участникам референдума предложено ответить на вопрос о том, желают ли они, чтобы Курдистан стал независимым государством. Проект "Профессионал национальной безопасности" с помощью экспертов, работавших в израильских спецслужбах, подготовил серию публикацию о Курдистане, стремлениях курдов в регионе и об их отношениях с Израилем.

Курды борются за независимость со времен Первой мировой войны. 35-миллионный курдский народ сегодня разделен между Ираком, Ираном, Сирией и Турцией, где проживает самая большая курдская община. Это и стало одной из главный причин, препятствовавших реализации право на собственное государство. Курдам необходимо было достичь внутреннего единства и вести переговоры сразу с четырьмя правительствами - такой шаг изначально обречен на провал.

Первыми серьезного продвижения на пути к независимости добились иракские курды, сумевшие получить широкую автономию по иракской конституции 2005 года. Сейчас курдское руководство намерено сделать следующий шаг.

Правительство Ирака категорически возражает против самого факта проведения подобного референдума и выступает с угрозами в адрес курдов. Лидер Курдистана Масуд Барзани, со своей стороны, заявил, что курды не заинтересованы в войне с кем бы то ни было, но готовы защищать свое право на референдум и самоопределение с оружием в руках.

Бывший высокопоставленный сотрудник "Мосада" Исраэль Лави отметил, что референдум должен был состояться еще в 2014 году или даже несколько раньше, но был отложен из-за войны против террористической организации "Исламское государство". Масуд Барзани, видя, что ИГИЛ близок к краху, решил воспользоваться моментом. Он говорит, что курды проливали кровь в борьбе против ИГИЛ в Сирии и Ираке, и теперь заслуживают вознаграждения.

Вместе с тем, эксперт считает, что ответ на вопрос о предполагаемом исходе референдума вовсе не такой однозначный, как кажется. Он подчеркнул, что, судя по опросам, проведенным агентством Reuters в Иракском Курдистане, сторонников перехода от автономии в составе Ирака к независимому государству может оказаться меньшинство или незначительное большинство. Например, многие местные жители понимают, что референдум повлечет за собой резкое обострение отношений с Багдадом.

Исраэль Лави отметил также, что лидер курдов сам проявляет осторожность в этом вопросе. Иракское правительство и другие противники референдума утверждают, в частности, что такие проблемы, как выход из состава Ирака, не могут решаться в одностороннем порядке путем голосования курдов. "Масуд Барзани на это заявил, что речь не идет об односторонних действиях. Он сказал, что референдум призван показать желание курдов. Когда будет решено взять курс на независимость, можно будет начать переговоры с Багдадом. Следовательно, речь идет о длительном процессе в несколько этапов", - подчеркнул Лави.

Он отметил, что, если все-таки на референдуме победят сторонники независимости, и их победа будет однозначной, а не с перевесом в полпроцента, то, вероятно, начнутся серьезные переговоры с иракским правительством, в ходе которых курдские лидеры будут обязаны пойти на значительные уступки. Если они займут позицию "все или ничего", то вряд ли смогут рассчитывать на положительный результат. Готовность к уступкам и к компромиссу, напротив, может обеспечить появление курдского государства, признанного ООН.

Одним из вероятных последствий курдского референдума может стать превращение Ирака в конфедерацию, о которой говорили со времен падения режима Саддама Хусейна, полагает эксперт.

Исраэль Лави не считает, что Иракский Курдистан грозит стать еще одним "провалившимся государством". Он сказал, что курды на протяжении десятилетий демонстрировали качества, необходимые для создания успешного государства, и в Иракском Курдистане заложена необходимая инфраструктура: уже созданы государственные институты, есть опыт управления и политической жизни, существует парламент, действуют 14 политических партий, имеются боеспособные вооруженные силы и есть экономический фундамент, в первую очередь, нефтяная промышленность.

Может ли референдум в Иракском Курдистане взорвать регион?

Соседние страны уже категорически выступили против референдума в Иракском Курдистане. Исраэль Лави сказал, что в настоящий момент в регионе сложилась очень непростая ситуация. Турция и Иран, главные противники курдского референдума, воспользовались разгромом террористов "Исламского государства" и ведут переговоры о своих интересах в Сирии. Тегеран планирует закрепить свое политическое и религиозное присутствие в этой стране, а Турция планирует присоединить район северной Сирии. При этом, правда, остаются неясными позиция Дамаска и Москвы. Курдский референдум грозит смешать карты.

Но причины несогласия Турции с проведением референдума в Иракском Курдистане связаны далеко не только с Сирией, отметил эксперт. Численность курдского меньшинства в Турции оценивается в 10-15 миллионов человек, и практически все они компактно проживают в юго-восточных провинциях страны. Там активна "Рабочая партия Курдистана", совершающая теракты в Анкаре и других городах. Референдум в Курдистане может придать РКК дополнительный импульс, в итоге в Турции грозит воцариться хаос. По этой причине Турция выступает против иракских курдов и против всех, кто готов их поддержать, сказал Лави.

Причины, побуждающие Иран выступать против Курдистана, менее понятны, так как численность иранских курдов составляет примерно три миллиона человек, и они не ведут такую же активную вооруженную борьбу против режима, как РКК в Турции.

Вместе с тем, Исраэль Лави считает маловероятным начало открытых боевых действий против Курдистана со стороны Ирана и Турции. "Во-первых, это создаст большие сложности с точки зрения международного права, так как формально вторжение будет означать агрессию против Ирака, к тому же, иракские курды не воюют ни против Турции, ни против Ирана. Во-вторых, это сразу вызовет грандиозное кровопролитие. Вдобавок, есть риск, что такой конфликт станет противостоянием сверхдержав, чего ни одна из них не хочет. В общем, военная операция против иракских курдов будет контрпродуктивна как для Турции, так и для Ирана", - сказал он.

Лави отметил, что для иранского режима иракский Курдистан не входит в число приоритетных проблем: "Главная задача Ирана сегодня - это закрепиться в Сирии. Иран также беспокоится по поводу своей ядерной программы. Вдобавок, Тегеран продолжает борьбу против арабских стран Персидского залива, так что Курдистан относится к второстепенным проблемам, с точки зрения иранских властей. Иранский режим, несмотря на все его отрицательные черты, отличается рациональностью и умеет правильно расставлять приоритеты".

США тем временем оказались в весьма сложном положении из-за предстоящего голосования. С одной стороны, появление независимого стабильного Курдистана отвечает практическим американским интересам в регионе. Одновременно США должны идеологически поддерживать курдов, так как считают, что все народы имеют право на самоопределение. С другой стороны, США опасаются влияния референдума на борьбу с террористами в Ираке и в Сирии. Президент США Дональд Трамп все еще не определился со своими целями. Вашингтон также оказался сегодня недостаточно влиятелен, чтобы убедить международное сообщество поддержать независимость Иракского Курдистана.

На этом фоне США попросили курдов отложить проведение референдума, чтобы не отвлекать внимание от еще не окончившейся войны в Сирии. К этой просьбе присоединилась и Великобритания. Но лидер Иракского Курдистана Масуд Барзани ответил отказом, выразив недоумение тем, что западные страны отказываются поддержать демократическое волеизъявление курдов.

В результате сложилась настолько запутанная ситуация, со множеством игроков и с противоречием интересов, что предсказать последствия референдума в Иракском Курдистане для региона стало невероятно трудно.

Израиль поддерживает независимость Курдистана, но мало чем может помочь

Представители израильского правительства выступили в поддержку проведения референдума о независимости иракского Курдистана. Одной из первых об этом заявила министр юстиции Айелет Шакед, потом с похожим заявлением выступил премьер-министр Биньямин Нетаниягу.

Генерал-майор Яир Голан, бывший заместитель начальника генштаба Армии обороны Израиля, выступая на конференции исследовательского центра в Вашингтоне, спровоцировал небольшой скандал, сказав, что он не считает "Рабочую партию Курдистана" (РКК) террористической группировкой, хотя РКК находится в списках террористов во многих западных государствах. Он также подчеркнул, что создание единого, стабильного курдского государства в регионе - не такая уж плохая идея.

Исраэль Лави согласен, что появление независимого курдского государства отвечает израильским интересам. Он согласен и с тем, что курдское государство будет играть роль стабилизирующего фактора в ближневосточном регионе и выступать противовесом иранскому влиянию, в том числе, на Ирак. Исраэль Лави отметил, что израильское правительство на протяжении десятилетий выступало в поддержку национальных устремлений курдского народа и поддерживало отношения с его лидерами, в том числе, с семьей Барзани. Есть у появления независимого дружественного Курдистана и экономический аспект, ведь эта область располагает нефтяными месторождениями, хотя экспорт затруднен из-за отсутствия прямого выхода к морю.

Вместе с тем, он отметил, что генерал Голан не должен был говорить о РКК, так как немедленно возникает вопрос: если эта организация не террористическая, то почему Израиль считает террористами ХАМАС, который точно так же называет себя движением сопротивления? Для палестинского лидера Махмуда Аббаса террористы - борцы за свободу, и именно по этой причине он платит пособия семьям погибших боевиков. К тому же, высказывание Голана наверняка приведет к очередному обострению отношений с Турцией.

Исраэль Лави сказал также, что, к сожалению, Израиль не может инициировать региональные действия в поддержку создания независимого курдского государства. "Если бы у нас были открытые дипломатические отношения с Саудовской Аравией и другими странами Персидского залива, то можно было бы образовать блок с участием ведущих умеренных арабских суннитских государств, в том числе, Саудовской Аравией, Египтом и Иорданией, привлечь к этому НАТО и США, недовольных российско-шиитским альянсом, и выступить в поддержку Курдистана. В результате сложилась бы серьезная сила, а в нашем циничном мире побеждает именно сила. Но это пока невозможно, несмотря на совпадение наших интересов в данном вопросе, как в политической сфере, так и в сфере безопасности", - подчеркнул он.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке