Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+25+14
Иерусалим
+21+13

Мнения

А
А

"Или" или "и"? ("Ницавим")

Западное государство легализовало каторгу души и убийство святости. Неужели вы думаете, что именно такое государство Бог замыслил для еврея?

14.09.2017
ShutterStock

Читайте также

Или - или

В главе "Ницавим" Всевышний ставит Израиль перед радикальным выбором: "Смотри, предложил я тебе сегодня жизнь и добро, и смерть и зло. Заповедуя тебе сегодня любить Господа, Бога твоего, ходить путями Его и соблюдать заповеди Его и уставы Его и законы Его, дабы ты жил и размножился... Если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и собьешься с пути, и поклоняться будешь Богам иным, и будешь служить им, То я возвещаю вам сегодня, что наверное погибнете… жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери же жизнь, дабы жил ты и потомство твое" 30:15-20).

Итак, выбор между Творцом мира и идолами - это выбор между жизнью и смертью.

В вышедшей 30 лет назад книге "Неудобные вопросы для удобно устроившихся евреев" рав Меир Кахане утверждает, что в наше время этот же самый выбор пролегает между иудаизмом и европейской культурой: "Еврей должен сделать выбор. Он должен его сделать, потому что на одной чаше весов находится иудаизм и сионизм, а на другой - западная либеральная культура. Это не одно и то же. Одно представляет духовную жизнь, другое - смерть; одно - истина, другое - обман и заблуждение; одно - благословение, другое - проклятие. "Я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло… Выбери жизнь"... Но эллинисты Израиля и Изгнания не могут это сделать. Эллинизированные еврейские лидеры не могут сделать выбор. Они слишком хорошо знают, что иудаизм, вера их родителей, находится в фундаментальном противоречии с западными ценностями, которым они привержены, которые стали их плотью и кровью. Они - жертвы, они пойманы в ловушку собственной идеологии, противоречащей их же иудаизму, и мысль о необходимости сделать выбор невыносима для них".

"Запад с помощью законов своей извращенной "свободы" создал государство и общество, которые институализировали духовное рабство своих граждан. Западное государство легализовало каторгу души и убийство святости. Неужели вы думаете, что именно такое государство Бог замыслил для еврея? Государство, в котором позволено свободно править уродству, непристойности, животному гедонизму, эгоизму, дабы поработить и уничтожить божественный образ, данный человеку? Государство, в котором дан зеленый свет наркотикам, порнографии, абортам, извращенному сексу и безнравственности, в котором они коронованы как цари и возведены на трон "демократии"?

Для прозападных еврейских лидеров, для типичного ассимилированного еврея-эллиниста, который жаждет некоего "наследия", представляющего собой винегрет из "иудаизма" и Томаса Джефферсона, - для такого еврея нет ничего хуже, чем осознать, что это несовместимые между собой понятия, что все столь важные для него западные ценности часто противоречат еврейской вере, в которой он родился, и что он должен выбирать между ними".

"Борьба против Кахане коренится в войне против иудаизма. Эллинисты и ассимилированные евреи слишком хорошо понимают, что каханизм - это иудаизм, что Кахане представляет подлинную истину иудаизма, которую другие боятся произнести вслух".

В прошлой статье я задался вопросом, имеется ли принципиальная разница в отношениях к демократии со стороны Галахи и со стороны Шариата? Согласно приведенным словам рава Кахане, как будто бы никакой.

В этой статье я попытаюсь выяснить, в какой мере эта оценка отражает позицию иудаизма, а в следующей, в какой мере ее придерживался сам рав Кахане.

Иудаизм и демократия

При всем том, что имеются раввины, разделяющие подход рава Кахане, раввинов, ценящих демократию не на страх, а на совесть, значительно больше. Да и как иначе? Ведь, как говорит рав Ури Шерки, "еврейский народ выбрал демократию, и поэтому демократия свята". Но если зайти с другого конца, результат получится тот же. Окажется, что основы "демократии" не только не противоречат Торе, но в ней единственной как раз только и коренятся. Так рав Адин Штейнзальц пишет: "Я утверждаю, что вера в демократию имеет обоснование, о котором умалчивают политики и социологи. Оно основано на Торе, является чисто теологическим и исходит из недоказуемого, но известного каждому религиозному экстремисту факта: у каждого человеческого существа есть душа - реалия, не поддающаяся оценке и измерению. Поэтому можно утверждать, что в определенном смысле все души равны. “Ибо по Своему образу создал Всесильный человека”".

Рав Кахане именует сторонников демократии "эллинистами", но патент равенство всех людей принадлежит как раз иудеям, а не эллинам.

Именно Тора провозглашает происхождение всего человечества от одной четы, в то время как все языческие культуры, включая эллинскую, не имели понятия о едином человечестве.

1-я статья Всеобщей декларации прав человека гласит: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства".

Но слова эти кажутся парафразом известной Мишны: "Адам был создан единственным… ради мира между людьми, чтобы не говорил человек человеку: "Мой отец больше твоего" (Сангедрин 37.а).

Декларация независимости США, написанная Томасом Джефферсоном в 1786 году, сформулирована еще ближе к еврейскому первоисточнику: "Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью".

Никакого винегрета. Вполне однородный продукт. Откуда же берется недоразумение?

В "Неудобных вопросах" рав Кахане полемизирует преимущественно со светскими левыми сионистами и их американскими братьями по разуму - реформистами леворадикального толка, представляя это как полемику со всей Западной цивилизацией, с "эллинизмом": "Когда либеральный демократ обнаруживает, что где-то в Тихом океане обитают туземцы, поедающие своих тещ, либеральный демократ заключает, что объективного запрета на поедание тещ не существует, а в западном обществе такой запрет сложился лишь как специфическое культурное искажение. То же самое относится и ко всем другим запретам и табу. Демократия объявляет, что "истина" субъективна, и единственной честной и объективной государственной системой является власть большинства и предпочтения большинства - не важно, "истинны" они или нет".

Но разве такой идеологии придерживался Джефферсон? Интеллектуальная клоунада "либеральных демократов", которую вполне заслуженно высмеивает рав Кахане, не является единственным наследием Западной мысли. Она, конечно имеет некоторое отношение к гносеологической проблематике современности, но все же не к ее решению.

С некоторых пор люди заметили, что имеют дело не столько с Истиной, сколько со своими представлениями о ней. В какой-то момент люди обнаружили, что хотя все они обладают ясными метафизическими представлениями, в отличие от физических теорий, представления эти лишены всеобщей доказательности.

Только в этом смысле истина "субъективна". Однако ситуация эта далеко не всех подталкивает к "гедонизму" и "эгоизму". Как правило, она сопровождается прямо обратным эффектом. Например, Виктор Фанкл указывает иные плоды этого подхода: "Истина может быть лишь одна, однако никто не может похвастаться знанием, что этой истиной обладает именно он и никто другой... Возможность, что моя совесть ошибается, подразумевает возможность, что совесть другого может быть права. Это влечет за собой смирение и скромность. Если я хочу искать смысл, я должен быть уверен, что смысл есть. Если же, с другой стороны, я не могу быть уверен в том, что я найду его, я должен быть терпимым. Это никоим образом не подразумевает какого-бы то ни было индифферентизма. Быть терпимым - не значит присоединяться к верованию другого. Но это значит, что я признаю право другого верить в его собственную совесть и подчиняться ей".

Некоторые тенденции Западной культуры вполне оправданно отождествить со смертью, однако все же не в ущерб тем ее многочисленным ветвям, которые принадлежат жизни. С этими - собственно демократическими - тенденциями иудаизму как раз по пути.

И, как я попытаюсь показать это в следующей статье, ничто не подтверждает этого так как ясно, как каханистский проект "еврейского государства", заметно отличающегося от исламского.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке