Zahav.МненияZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+30+21
Иерусалим
+32+24

Мнения

А
А

Рам Фруман: "Родители заметили, что происходит в школе"

Новая программа в государственной школе: упор делается на религиозное наследие и почти полностью отсутствуют светские тексты. Начиная с первого класса, изучаются молитвы.

Полина Панкратова
01.09.2017
Источник:Релевант
רויטרס

Читайте также

Новая программа в государственной школе: упор делается на религиозное наследие и почти полностью отсутствуют светские тексты. Начиная с первого класса, изучаются молитвы, а к пятому классу уже половина учебника посвящена молитвам. При этом нет никакого обсуждения, нужна ли молитва вообще, есть ли бог и так далее. Очень много внимания уделяется изучению религиозных практик.

Первое сентября уже на носу, и снова идут дебаты о клерикализации в государственных школах.

Одной из наиболее значимых организаций, поднимающих этот вопрос, является «Светский Форум». Мы встретились с председателем форума, доктором исторических наук Рамом Фруманом.

- Многие израильтяне , наблюдая за полемикой о клерикализации в государственных школах , задаются вопросом, почему именно в последнее время эта тема так обширно обсуждается? Ведь многие примеры со страниц учебников известны давно, задолго до прихода Беннета на пост министра просвещения…

- Да действительно, процесс клерикализации не начался год назад, тем не менее есть большая разница между учебниками, по которым дети учатся сегодня и учебниками десятилетней давности.

Светские родители долго не занимались систематическим чтением учебников своих детей и не достаточно пристрастно расспрашивали что именно обсуждалось на уроках. (Примечание автора: в Израиле есть несколько издательств учебников, и директор школы может решать, по какому учебнику дети будут учиться чтению, математике и другим предметам в его школе). Поэтому прошло много времени, пока светские родители заметили, что происходит… Я думаю, что я был одним из первых, кто начал писать об этом примерно 2 года назад. Тогда люди не понимали, о чем я говорю, потому что учебники своих детей люди не читали. Только после того, как мы («Светский Форум») открыли свою страницу на Фэйсбуке и стали методично выставлять примеры религиозного мэсседжинга в учебниках, люди начали понимать что это не курьезы, а явление. Родители начали проверять учебники своих детей, посылать примеры на наш и сайт. Весь процесс осознания происходящей клерикализации занял примерно 2 года.

- То есть вы говорите о процессе ,который начался еще до прихода Беннета на пост министра просвещения?

- Процесс осознания начался примерно тогда же, когда Беннет заступил на свой пост, но надо отметить что Гидон Саар (Ликуд, 2009 - 2013) и Шай Перон (Еш Атид, 2013-1015) были ничуть не лучше.

И религиозные тексты в учебниках, и введение новой обязательной программы по изучению культурного наследия иудаизма (тарбут иегудит-исраэлит), и разрешение религиозным организациям (амутот) проводить в гос. школах свои программы по ознакомлению с иудаизмом - все это началось еще до прихода Беннета. Он просто поднял это на новый уровень: программу по изучению культурного наследия иудаизма он расширил , раньше она давалась детям с 5 до 8 класса, а теперь будет с 1 по 9 классы ( в этом году с 3 класса, поскольку еще не написаны учебники для 1-2 класса), резко увеличил спонсирование министерством религиозных организаций (амутот), предлагающих школам внеклассные занятия иудаизмом. Учебники уже были изменены его предшественниками, так что тут он ничего особенного уже не изменял.

- Журналист Ор Кашти, написавший серию статей на тему клерикализации в гос. школах, утверждал что процесс существенного изменения в учебниках начался с требования министра Гидона Саара в конце 2011 года об обязательном введении религиозных текстов в учебники по изучению языка гос. школ. До того момента практика религиозных текстов была обязательной только в религиозных гос. школах (мамлахти-дати). Это указание привело к тому что издатели начали печатать , из экономических соображений, одну версию учебника, и для религиозных и для не религиозных школ которую по сути дела, утверждал комитет по управлению религиозными гос.школами, ориентируясь в первую очередь на их требования. Таким образом, и религоиозные тексты, и иллюстрации в учебниках по изучению языка, соответствуют в основном религиозному мировоззрению и не имеют светской перспективы. Так?

- Я должен подчеркнуть, что изменения в учебниках меня тревожат чуть меньше, чем введение обязательной программы по изучению культурного наследия иудаизма и бесконтрольный пропуск религиозных организаций в школы.

По воду учебников - да, так и было, но в то же время процесс является симптомом более глобальной проблемы израильского общества. В Израиле всегда ожидается от светских подстраиваться под требования религиозных: всегда нужно уважать чувства религиозных, всегда учитывать нужды религиозных, и никогда и нигде не говорится, что религиозные должны тоже уважать нужды светских. И когда печатается одна общая версия учебника, она проходит все инстанции утверждения религиозного комитета, и нет никакого параллельного процесса, при котором отстаивались бы светский подход и светская трактовка того или другого текста. Пришло время. Светские должны начать отстаивать свои взгляды и требовать считаться с ними!

- Вернемся к амутот. На первый взгляд, кажется что с религиозными организациями (амутот ), проводящими уроки иудаизма, бороться проще всего. Можно прийти к директору и потребовать чтобы в школе преподаванием в классе занимались только учителя.

- Проблема амутот на самом деле невероятно важна. Суть проблемы заключается а том что они постепенно и незаметно распространились по всей стране и проводят занятия по иудаизму через религиозно-ортодоксальную призму в 700 школах. На мой взгляд, очень важно потребовать от директора отменить эти занятия, чтобы преподавание всех уроков велось учителями школы, а не людьми, не имеющими педагогического образования . Мы уже способствовали отмене таких занятий в 20 школах.

- Русскоязычные родители часто чувствуют себя менее уверенно в требованиях, связанных с религией в школах. Представители русскоязычной общины намного чаще сталкиваются с унизительными ответами в духе «вы - гои, не трогайте наш иудаизм, понаехали тут» и т.д. и т.п. К кому могут обратиться родители, не чувствующие себя достаточно уверенными для того, чтобы поднять вопрос о религиозных организациях в школе их детей?

- Во первых, мне очень грустно слышать о том, что русскоязычные родители чувствуют себя уязвимыми в этом вопросе. Я не считаю, что у русскоязычных или у светских есть меньше прав высказывать свое мнение по какому-либо вопросу. Нет никакой разницы между приехавшими 5 лет назад или 100 лет назад. Совершенно неважно, признается ли чье-то еврейство по неким религиозным правилам или нет, мы все равноправные граждане государства Израиль, в том числе относительно принципов воспитания наших детей.

Вернемся к практике. Мы советуем родителям обратиться к нам, в «Светский Форум». У нас уже есть опыт работы со школами, мы можем приехать на встречу родительского актива школы или города и помочь составить план действий.

Мы всегда советуем не действовать в одиночку. Свяжитесь с другими родителями, чтобы найти единомышленников и вместе пойти к директору. Не поднимайте эти вопросы при всем классе, чтобы не впадать в перепалки. Лично поговорите с теми, кто вам кажется близким по духу. По скольку уже несколько месяцев тема клерикализации обсуждается в СМИ, то должно быть уже легче завести такой разговор.

В крайнем случае, если вы видите что нашли понимание только среди русскоязычных и чувствуете себя не в силах обращаться к директору, обращайтесь к нам, и кто нибудь из представителей «Светского Форума» приедет и при необходимости пойдет на встречу с директором вместе с вами.

На самом деле это безусловно более общая проблема. На мой взгляд мы, как государство, даем религии слишком много прав - вмешиваться в жизнь общества. Моя цель в том числе и в том, чтобы каждый из приехавших чувствовал себя по праву равноценным израильтянином, без необходимости постоянно отчитываться о своем еврейском происхождении. Все граждане равноправны.

- Меня безусловно радует ваша однозначная позиция. Давайте перейдем к новой обязательной программе по изучению культурного еврейского наследия, «Тарбут иегудит-исраэлит». Что вы о ней думаете?

Все началось с того что министр просвещения Гидон Саар решил, что светские дети не достаточно много изучают иудаизм. В программе есть большой упор на все еврейское. Например, на уроках истории в старших классах учат историю еврейского народа, а из общей истории даются только те темы которые релевантны пониманию истории еврейского народа. Например, там есть рассказ о Второй Мировой войне чтобы понять Катастрофу еврейского народа, но нет Октябрьской Революции и Первой Мировой.

Такие темы как Французкая Революция или Первоя Мировая война являются не обязательной программой в средних классах, и школа может решить - преподовать их или нет.

Посмотрим на литературу. Когда-то на багрут в обязательной программе были Достоевский, Шекспир и другие классики. Мой сын сейчас закончил школу, и на экзамене на аттестат зрелости у него было только одно произведение не еврейского или израильского автора, какая то швейцарская пьеса. Все.

То есть еще до введения нового предмета программа была не уравновешена, с большим уклоном в еврейскую тему. Мы в «Светском Форуме» - за гармоничное сочетание еврейской и общей мировой истории и культуры.

Ко всему вышеперечисленному добавьте уроки Танаха, изучение еврейских праздников , и теперь еще Саар добавляет 2 часа в неделю на изучение культурного наследия иудаизма (тарбут иегудит -исраэлит), с 5 по 8 класс.

Беннет расширил преподавание этого предмета с 1 по 9 классы.

Мы сейчас начинаем получать учебники для новой программы и изучать их. Во-первых, название программы очень обманчиво, поскольку упор делается на религиозное наследие и почти полностью отсутствуют светские тексты. Начиная с первого класса, изучаются молитвы, а к пятому классу уже половина учебника посвящена молитвам. При этом нет никакого обсуждения, нужна ли молитва вообще, есть ли бог и так далее. Очень много внимания уделяется изучению религиозных практик, например - суббота, кидуш, хавдала, отдых в религиозной трактовке. Нет никакого обсуждения разных подходов к отдыху в субботу в разных религиозных течениях в иудаизме. Не обсуждается светский подход к субботе, насколько это легитимно лишать права передвижения в субботу светских граждан, при этом считают нужным упомянуть, что нельзя отрывать туалетную бумагу в субботу. На все - исключительно ортодоксально-религиозный взгляд.

Было решено делать подборку текстов - по моральным ценностям, к которым они относятся. Дружба, ответственность и прочее. Сложилась ситуация, при которой дети в школе изучают все эти ценности только в контексте религиозных текстов. У учеников создается впечатление,что все ценности связаны лишь с религиозным мировоззрением. Кроме этого, количество светских текстов очень небольшое, и они в основном добавляют написанное в религиозном тексте. Ученик понимает, что светские тексты - это слабое отражение большой и важной религиозной традиции. То есть происходит манипулятивный подбор текстов, умаляющий светский подход к жизни и иудаизму.

Все вышеприведенное - это только часть проблем, которые на наш взгляд существуют в программе культурного наследия иудаизма (Тарбут иегудит исраелит). Мы подробно изучим все учебники и опубликуем отчет в Фэйсбуке и на нашем сайте.

Кроме того,Беннет не выделил школам достаточно часов на изучение этой программы, и она будет введена вместо других предметов.

- Секундочку, за счет чего , например?

- За счет того что называется «часы на выбор директора». Обычно эти часы используются для разнообразных лекций, представлений, дополнительных часов для изучения того или иного предмета.

- Предоставление директору школы свободу выбора по использованию часов - это ведь та самая школьная автономия, которой Беннет так гордится, не так ли?

- Да, и это сильно подрывает принцип школьной автономии.

- Теперь у меня к вам практичный вопрос. Если я, будучи атеисткой, не хочу чтобы мой ребенок ходил на уроки данного предмета, могу ли я что-то сделать по этому поводу?

- Смотрите, моя дочка в 7 классе в течении целого года не ходила на эти уроки. Я заранее договорился с директором школы, что дочка будет писать вместо этого реферат про Герцля. Далеко не всегда есть надобность в столь радикальном решении. Часть книг написаны относительно неплохо, за исключением тех или иных тем. Можно попытаться договориться со школой, что менее удачные главы не будут изучаться, а если не получится, то договориться об освобождении вашего ребенка от присутствия на уроке в время изучения этих глав.

Родители также могут потребовать от школы не вводить эту программу, пока на нее не будет выделено достаточно требуемых часов. Также можно требовать, чтобы учителя имели соответствующее образование, на уровне по крайней мере первой степени, а не просто блиц курсы от министерства образования.

- Таким образом, учитель сможет корректировать программу на уроке в классе, а не просто идти строго по текстам учебников. Правильно?

Совершенно верно. Я хочу подчеркнуть, что у родителей есть очень много влияния на школы. Директора привыкли, что от светских на темы религии у них нет проблем, и поэтому не брали это в учет при принятии тех или иных решений, включая допуск религиозных организаций в школу или выбор учителей для преподавания предметов, связанных с иудаизмом. Благодаря родителям и освещению вопроса в СМИ, это уже начинает меняться. В Тель-Авиве директора школ более серьезно начали проверять тематику проектов, предлагаемых им от разных организаций, и избегают всего, что может быть определено как клерикализация, чтобы избежать конфликтов с родителями. Так что начало положено, и я призываю всех родителей занимать более активную позицию относительно школьной программы, обращаться с запросами к директору и обсуждать с детьми, что именно и как они изучают в школе.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке