Утешайте народ мой
Фото: Getty Images
Утешайте народ мой

Бессрочное пленение 

К недельной главе "Ваэтхан", читаемой вскоре после поста Девятого ава, приурочена "автара" "Нахаму": "Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш. Говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнен срок его, что прощена вина его, ибо принял он от руки Господа вдвое за все грехи свои" (Иешайя 40:1-2). 

Это пророческое утешение однажды уже сбылось; сбылось, когда царь Кореш позволил изгнанникам вернуться в Иудею, и даже восстановить Иерусалимский Храм. Наше поколение удостоилось жить в пору, когда пророчество это исполняется вторично: к восстановлению Храма еврейский народ пока еще явно не готов, но уже почти половина его собралась в Святой земле. 

Если вавилонское пленение затянулось на семьдесят лет, о чем было оповещено заранее ("так сказал Господь: когда исполнится семьдесят лет Бавэлю, вспомню Я о вас и исполню для вас доброе слово Мое о возвращении вас на это место". Иерем 29:10), то продолжительность эдомского плена никакими пророками прямо не называлась. Во всяком случае, в "уравнениях", предлагаемых пророком Даниэлем ("и будут они отданы в руки его на срок, и сроки, и полсрока" 7:25) неизвестных больше, чем известных, и не удивительно, что мудрецы не рекомендуют увлекаться их решением ("Да будут прокляты те, что исчисляют сроки" Сангедрин (97.б)). Более того, по словам Магараля, пленение это, вызванное грехом общего характера (беспричинной ненавистью), по сути своей является бессрочным, т.е. не имеющим внутренних причин к прекращению. 

В пору восхождения Римской империи, многие народы были подавлены ощущением ее небывалой мощи. Казалось, что восставая против власти Рима еврейский народ шел против течения, о чем громко заявляли даже и некоторые его представители. 

Йосиф Флавий в следующих словах описывает свое превращение еврейского повстанца в придворного римского писателя: "Он обратился с тихой молитвой к Всевышнему и так сказал в своей молитве. "Так как Ты решил смирить род иудеев, который Ты создал, так как все счастье перешло теперь к римлянам, а мою душу Ты избрал для откровения будущего, то я добровольно предлагаю свою руку римлянам и остаюсь жить. Тебя же я призываю в свидетели, что иду к ним не как изменник, а как Твой посланник" ("Иудейская война" Кн.3.Гл 8.3). 

По-своему еще более показательна приведенная Флавием речь галилейского наместника Агриппы, убеждающего восставшую Иудею одуматься: "Бесчисленные другие народности, воодушевленные еще большим влечением к свободе, смиряются; одни только вы считаете стыдом быть подвластными тому, у ног которого лежит весь мир. Какое войско, какое оружие вселяет в вас такую уверенность? Где ваш флот, который должен занять римские моря? Где те сокровища, которыми вы должны поддержать ваше предприятие? Не знаете ли вы разве, что значит римское государство? Мощь римлян на всей обитаемой земле непобедима. Но им всего этого еще мало было и их желания шли дальше; весь Евфрат на востоке, Дунай на севере, на юге Ливия, которую они прорезали до пустынь, и Гадес на западе — все это их не удовлетворило: они отыскали себе по той стороне океана (ὠκεανὸν) новый свет (ἑτέραν ἐζήτησαν οἰκουμένην) и перенесли свое оружие к дотоле никому неизвестным британцам. А вы что? Что вам внушает самоуверенность восстать против римлян?" (Кн 2 Гл 16.4). 

Что же действительно побуждало их восстать? 

Разумеется, вера в то, что все удачи Рима временные, а вечность Израиля не обманет ("Нецах Исраэль ло ишакер" I Шмуэль 15:29). 

Могли ли они ожидать, что выяснение этой истины затянется на сотню поколений?! Могли ли они предвидеть, что у "бессрочного" эдомского пленения откроется второе дыхание, что через полторы тысячи лет он обнаружит за океаном еще один Новый свет и там утвердит свой новый престол? 

Термин "новый свет" - "orbis novus" был введен Колумбом по отношению к Америке сразу же после ее открытия, в 1492 году. 

Слова из речи Агриппы, переведенные как "новый свет", по-гречески (на котором была написана "Иудейская война") звучат, как "другая отысканная Экумена". Иными словами, термин "Новый свет" Колумба не является заимствованием из Флавия. Но тем более поражает смысловая преемственность: заокеанская экспансия Европы XV-XVI веков являлась продолжением "заокеанской" экспансии древнего Рима, являлась ее обновленной расширенной версией. 

Да, (западная) римская империя продержалась после Иудейских войн всего три столетия, однако ее "домейн" сохранился. Римская империя продолжила свое модифицированное существование в виде Европейской цивилизации, как в ее церковных, так и светских формах. 

В Новое время преемственность римской власти с Западной цивилизацией с особой явственностью проявила себя в государственной символике США (эмблема орла, сенат, конгресс, Капитолийский холм). 

Однако с самого своего начала Вашингтон, конечно, не представлял собой копию древнего Рима. Кроме модернизированной властной эдомской идеи, он впитал в себя также и духовные идеи Синайского откровения (в 1991 году Конгресс провозгласил, что Конституция США покоится на 7 заповедях сыновей Ноаха). С годами Вашингтон становился Римом все более ценящим Иерусалим, все более признающим его значение и права. 

Эта трансформация не является неожиданностью для традиции. Так Рабейну Бехаей (ХI-ХII века) в комментарии на "Ваикра" (11:4-7) утверждает, что в конце концов Эсав не только прекратит преследовать Йакова, но поможет ему в строительстве Третьего Храма. А р.Авраам Кук замечает (по поводу встречи братьев после возращения Йакова из Месопотамии): “Видел я лицо твое, как лицо Божие” - так сказал по отношению к Эсаву Йаков - человек истины и простоты. И его слова не останутся напрасны. И братская любовь Эсава и Йакова... поднимет их”. (Игарот Гараи 112). 

Кореш и Трумэн 

Четвертое пленение Израиля (галут-Эдом) полностью еще не завершено. Однако по большому счету "срок исполнился"; времена, когда "все счастье перешло к римлянам", определенно подошли к концу. 

С одной стороны, как и было предвещено ("истреблю Я мудрецов в Эдоме и разум на горе Эйсава". Овадья 8), Запад теряет собственные базисные ориентиры; с другой – в лице симпатизирующих Израилю США - подает признаки духовного здоровья. 

И сегодня в день, кода после поста Девятого ава принято утешать Божий народ, уместно привести признание президента Трумэна, сделанное им депутату кнессета раву Шломо Лоренцу: "Находясь в США, - вспоминает рав, - я встретился с президентом этой страны Гарри Трумэном. Г-н президент сказал мне: "Я рад возможности объяснить раву (Лоренцу), почему я решил признать государство Израиль, несмотря на то, что это (как казалось) противоречило интересам Соединенных Штатов, - ведь это означало отдать предпочтение шестистам пятидесяти тысячам евреев в их государстве вопреки воле десятков миллионов арабов вокруг него! И, как известно, в моем городе (в ответ на это решение) одна из газет вышла под заголовком: "Трумэн - предатель!" 

И он продолжал свои слова: "В детстве я рос в таком месте, где по соседству жили еврейские семьи. Я очень уважал их; по субботам я зажигал и гасил свет в одной из этих семей и получал в награду кусочек халы. У моего отца был обычай читать со мной по воскресеньям Священное писание, и когда мы читали о персидском царе Кореше, который разрешил евреям вернуться в Иудею и отстроить Храм в Иерусалиме, я думал: однажды я стану президентом Соединенных Штатов Америки (а это, как он заметил, - мечта каждого американского мальчишки), и тогда я сделаю то же самое, что сделал в свое время царь Кореш! Мечта исполнилась, и когда ваш президент Хаим Вайцман приехал ко мне, привез в подарок свиток Торы и попросил меня приказать моему посланнику в Организации Объединенных Наций поддержать вашу страну, я вспомнил обо всем, что было у меня на сердце в детстве".

Гарри Трумэн и Хаим Вайцман, 1948 год. Фото: Getty Images

counter
Comments system Cackle