Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+26+17
Иерусалим
+24+12

Мнения

А
А

Снижение темпов экономического роста арабских стран

Несомненно, «арабская весна» оказала ощутимое влияние на экономическую ситуацию как в регионе в целом, так и в отдельных странах, в частности. Естественно, что наиболее сильно пострадала экономика Туниса, Египта, Ливии, Сирии, Йемена и Бахрейна, т.е. стра

Людмила Руденко
14.03.2012
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Политический «ландшафт» Ближнего Востока и Северной Африки существенно изменился в результате протестных выступлений в ряде арабских стран, которые продолжались в течение всего 2011 г. Своих постов лишились лидеры Туниса, Египта, Ливии и Йемена, произошла серьезная дестабилизация политической ситуации в Сирии.

Несомненно, «арабская весна» оказала ощутимое влияние на экономическую ситуацию как в регионе в целом, так и в отдельных странах, в частности. Естественно, что наиболее сильно пострадала экономика Туниса, Египта, Ливии, Сирии, Йемена и Бахрейна, т.е. стран, находившихся в центре политических событий. В условиях политической неопределенности на этих рынках в 2011 г. наблюдался заметный спад экономической активности, существенно снизилось доверие инвесторов и бизнеса, которые приостановили финансирование многих проектов и планов развития.

Так, согласно оценке Международного валютного фонда (МВФ), прирост валового внутреннего продукта (ВВП) Египта в 2011 г. не превысил 1,2% по сравнению с 5,5% в 2010 г. Перерывы в экспорте, резкое сокращение числа посещающих республику туристов и притока прямых иностранных инвестиций привели к увеличению дефицита государственного бюджета и платежного баланса. Валютные резервы, по данным Министерства финансов АРЕ, упали более чем на 10 млрд. долл., с 36,7 млрд. долл., по состоянию на конец 2010 г., до 26 млрд. долл. на начало августа 2011 г. Ухудшение финансово-экономического положения Египта и других стран было обусловлено также увеличением ассигнований на заработную плату, субсидии и различные гранты и пособия. С помощью этих мер власти пытались успокоить местное население и снизить накал массовых выступлений.

Экономическая ситуация в странах-участницах Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) в 2011 г. была более благоприятна: их совокупный ВВП вырос на 5,8% против 4,5% в 2010 г. Столь успешный макроэкономический результат объясняется высоким уровнем нефтяных цен и весьма существенным увеличением государственных расходов с целью сдержать протестные выступления. Например, саудовское правительство выделило 55 млрд. долл. для выплаты различных социальных пособий, а Катар принял решение о 60-процентном повышении заработной платы работающим в государственном секторе.

Экономический рост арабских стран Ближнего Востока и Северной Африки в 2012 г., по всей вероятности, замедлится. Всемирный банк прогнозирует, что прирост совокупного ВВП региона в указанном году снизится до 3,8% по сравнению с 4,1% в 2011 г. Помимо сохранения нестабильной политической ситуации в отдельных частях арабского мира, основные риски заключаются в возможном замораживании глобальных кредитных рынков и падении нефтяных цен. Эта картина дополняется долговыми проблемами Европы, которые оказывают прямое влияние на страны Северной Африки, тесно связанные с Евросоюзом.

Оценивая перспективы экономического развития Туниса, Египта и Марокко в 2012 г. и в последующий период, важно также учитывать, что на парламентских выборах, прошедших в этих трех странах, беспрецедентного успеха добились исламистские партии. Так, в нижней палате египетского парламента - Национальной Ассамблее - две трети из 498 мест получили: «Партия свободы и справедливости» (политическое крыло организации «Братья-мусульмане») - 235 мест (43%) и салафистская партия «Ан-Нур» - 121 (27%). В Тунисе исламистская партия «Ан-Нахда», возглавляемая Рашидом Ганнуши, набрала 40% голосов на выборах Конституционной ассамблеи, а на парламентских выборах в Марокко партия «Справедливость и развитие» выиграла 107 мест из 395. Таким образом, экономическая политика этих стран в обозримом будущем во многом будет формироваться под достаточно сильным влиянием исламистов в их правительствах.

Ни одна из исламистских партий до сих пор не представила четкую и последовательную программу деятельности в сфере экономики. Тем не менее, очевидно, что, если они хотят сохранить лидирующие позиции, то приоритетом экономической политики должно стать решение острых проблем, включая высокий уровень безработицы, бедность широких слоев населения, коррупцию и т.д., которые являлись одной из важнейших причин массовых выступлений в арабских странах. Однако конкретные пути и методы выхода из сложившейся сложной социально-экономической ситуации исламистские партии пока не обозначили. Поэтому весьма общее представление об экономических целях этих партий можно составить лишь на основании некоторых заявлений их представителей.

В Тунисе лидер партии «Ан-Нахда» Р.Ганнуши на встрече с руководством фондовой биржи заявлял о приверженности к открытой экономике. В частности, он подчеркивал заинтересованность в расширении участия компаний в листинге, чтобы ускорить экономическое развитие и диверсифицировать экономику. Во время предвыборной кампании «Ан-Нахда» провозглашала, что ее главной целью является борьба с бедностью и достижение социальной справедливости. Она обещала создать в период с 2012 по 2016 гг. 590 тыс. новых рабочих мест, чтобы сократить уровень безработицы до 8,5% экономически активного населения.

Представители египетской партии «Свобода и справедливость» на встречах с инвесторами обращались к ним с призывом оказать содействие развитию в стране свободнорыночной экономики, базирующейся на исламских принципах. На этих встречах они утверждали, что будут ориентироваться на турецкую экономическую модель, делая акцент на поощрение обрабатывающей промышленности и экспорта. Учитывая, что многие члены исламистской организации «Братья-мусульмане» имеют значительные бизнес-интересы, можно предположить, что партия будет поддерживать частный сектор. Помимо этого, египетские исламисты заявляют о необходимости создания рабочих мест, улучшения условий жизни малообеспеченных слоев населения и борьбы с коррупцией.

В Марокко с подобными заявлениями выступила партия «Справедливость и развитие», которая во время кампании по выборам в парламент обещала увеличить ВВП на 7% и на столько же сократить бедность в стране., а также на 40% поднять доход на душу населения в течение предстоящих 5 лет. Партия надеется уменьшить безработицу на 2% по сравнению с современным уровнем в 9% путем создания 200 тыс. новых рабочих мест. Кроме того, планируется ввести налог на добавленную стоимость в размере 20% и 30-процентный НДС на предметы роскоши.

Выполнение обещаний, данных исламистскими партиями, требует разработки и претворения в жизнь развернутых, тщательно детализированных программ социально-экономической модернизации, включающих проведение необходимых реформ. Многие эксперты по экономическим проблемам арабских стран полагают, что, если исламисты будут пытаться продвигать идеологическую повестку дня без решения острых социально-экономических проблем, они рискуют вызвать новую волну протестов и беспорядков.

Людмила Николаевна Руденко - научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, кандидат экономических наук

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке