Zahav.МненияZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+18+13
Иерусалим
+12+9

Мнения

А
А

Иордания на сдачу

Нападение на израильское посольство в Иордании – закономерный итог арабских беспорядков на Храмовой горе в Иерусалиме, за организацией которых стоит иорданский ВАКФ.

25.07.2017
Источник:Jewish.ru
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Нападение на израильское посольство в Иордании – закономерный итог арабских беспорядков на Храмовой горе в Иерусалиме, за организацией которых стоит иорданский ВАКФ. Тем более что именно в эти дни 66 лет назад на Храмовой горе был убит король Иордании Абдалла I, говорится в статье Александра Непомнящего на Jewish.ru.

Абдалла родился в 1882 году в Мекке, где его отец Хусейн ибн Али, происходивший из династии Хашимитов, которую исламская традиция относит к потомкам пророка Мухаммеда, был шерифом. Однако в детском возрасте Абдалла оказался вместе с братом почетным заложником в Стамбуле – чтобы его отец и другие представители династии Хашимитов не решались больше подрывать власть османского султана на Ближнем Востоке. Заложничество действительно было почетным: за его время Абдалла получил образование, стал депутатом турецкого парламента, а на какой-то срок – даже его вице-председателем. Это, правда, стало следствием не столько способностей отрока, сколько необходимостью выказать дипломатические знаки в адрес Хашимитов в годы временного перемирия. Вероятно, к тому же периоду относятся и первые контакты Абдаллы с англичанами. 

В 1916 году Хусейн ибн Али все же поднял восстание против Османской империи и был провозглашен королем Хиджаза – западной части Аравийского полуострова, и бежавший к нему сын Абдалла руководил арабскими частями, сражающимися с турками, а после победы занял пост министра иностранных дел при отце-короле. Впрочем, этого Аблалле было мало – он и сам хотел править и в 1920 году предпринял первую попытку занять королевский престол – в Ираке, но через год был отстранен от власти, и королем Ирака в результате стал его старший брат. Однако в том же, 1921-м, он при помощи англичан, благодарных ему за участие в восстании против турок, стал эмиром Трансиордании – созданного британцами квазигосударства, в состав которого были включены три четверти Земли Израиля, отторгнутые таким образом от обещанного ранее евреям национального очага. 

В 1946 году, незадолго до своего отказа от палестинского мандата, британцы предоставили эмирату независимость и подписали с ними договор о мире и сотрудничестве. С этого момента Абдалла провозгласил себя королем. Однако в арабском мире его считали проводником британской политики и относились к нему с недоверием. И понятно почему: новоиспеченный король, к примеру, стал ярым противником националистических идей, которые в среде палестинских арабов активно продвигал бывший иерусалимский муфтий, поклонник и сподвижник Гитлера Амин аль-Хусейни вместе со своим кланом. 

При этом с лидерами еврейских поселений в подмандатной Палестине и руководством сионистского движения король, наоборот, выстроил прагматичные и даже почти дружественные связи. И в ходе тайных переговоров даже намекнул, что не станет препятствовать созданию независимого еврейского государства в границах раздела Палестины согласно резолюции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, если израильтяне, в свою очередь, не помешают ему занять области, которые по этому плану должны были отойти к палестинскому государству. Сионистским лидерам, видимо, пришлось согласиться на этот компромисс – они находились под давлением, в тот момент было важно как можно скорее провозгласить еврейское государство, и конфликт с Иорданией никак не входил в их планы. 

В 1948 году после захвата Иудеи, Самарии и восточных кварталов Иерусалима, включая Храмовую гору, Абдалла I, ставший теперь властителем территорий по обе стороны Иордана, переименовал свое государство в Хашемитское иорданское королевство. А в 1950-м король объявил о полной аннексии «Западного берега», которую, к слову, за исключением Британии и Пакистана, никто в мире не признал. 

Год спустя король прибыл в Иерусалим. В этом разделенном между Иорданией и Израилем городе должна была состояться его встреча с главой «Моссада» Реувеном Шилоахом в рамках переговоров о заключении мирного соглашения. Однако 20 июля 1951 года, во время своего визита на Храмовую гору, король Иордании Абдалла I был застрелен на входе в мечеть Аль-Акса, в которой он собирался совершить полуденный намаз. Его убийца – палестинский араб Мустафа Ашу, член группировки муфтия Амина аль-Хусейни, поджидал короля, спрятавшись за дверью мечети. Король умер на месте на глазах у своего внука Хусейна. Там же, на месте, телохранители короля застрелили киллера. 

Тогда убийство союзника было встречено израильтянами с большим огорчением. История, конечно же, не знает сослагательного наклонения, но если бы муфтий Амин аль-Хусейни не подослал убийц к королю и Абдалла I подписал бы с евреями мирный договор, то 16 лет спустя, во время Шестидневной войны, Израиль не освободил бы восточные кварталы Иерусалима и Храмовую гору и не вернул бы еврейскому народу Самарию, Иудею и Иорданскую долину. 

История убийства Абдаллы I как нельзя лучше описывает раз за разом повторяющийся трагический сценарий, преследующий палестинских арабов на каждом судьбоносном повороте. Каждый раз, идя на эскалацию и отказываясь от компромисса, они в итоге лишь усугубляли свое положение, теряя позиции. 

Так складывалась история, начиная 1920-х годов. Когда евреи захотели установить у Стены Плача перегородку, разделяющую мужчин и женщин, то подзуживаемые муфтием Амином аль-Хусейни мусульманские банды под знакомыми до боли лозунгами, что «мечеть Аль-Акса в опасности», обрушились на еврейские общины и поселения. Но главный террор исламисты развернули против своего традиционного арабского руководства, которое в итоге было ими уничтожено или бежало за границу. В результате банды подчинили себе арабское общество и развалили его до такой степени, что палестинцы до сих пор не способны к созданию государства и экономической системы. 

Вслед за той серией погромов арабы объявили евреям бойкот – или наложили санкции, как сказали бы теперь. И евреи использовали этот бойкот для создания собственной государственной и экономической инфраструктуры с банками, портами, новыми поселками и армией. И арабское население со своим бойкотом оказалось исключенным из современной развитой экономической системы. 

В 40-х годах лишенные здравомыслящего руководства арабы отвергли план раздела Палестины и начали войну, которую проиграли. Двадцать лет спустя, желая взять реванш, они проиграли вновь, окончательно потеряв в ходе Шестидневной войны Иерусалим. Когда же в середине 90-х Израиль фактически предоставил палестинским арабам независимость на «блюдечке с голубой каемочкой», они продолжили атаки на Израиль и упустили уникальные десятилетия всемирного экономического роста, которые можно было использовать для создания собственной страны. 

И вот теперь снова. Цели организаторов последнего теракта на Храмовой горе понятны – они стремятся вбить клин в происходящее сближение между израильским руководством с арабскими странами, и прежде всего Саудовской Аравией. Было очевидно, что в ответ на этот теракт Израиль будет вынужден ответить ужесточением мер безопасности на Храмовой горе, что, в свою очередь, вызовет протест со стороны всего арабского мира. И такая разумная и общепринятая мера, как установка рамочных металлодетекторов на входе, точно таких же, что стоят в Мекке, была возведена в ранг «страшного преступления против исламского мира» и привела к очередной волне беспорядков и террора – конечно, при умелом подстрекательстве со стороны ХАМАСа, «Братьев-мусульман» и других экстремистских организаций. 

Ритуал, как и в прошлом, остался неизменным: вслед за возбуждающими религиозными лозунгами накаляются страсти, начинаются бескомпромиссный экстремизм, насилие и кровь. А за ними неизменно наступают военный, государственный и экономический крах. Нет больших сомнений, что история с металлодетекторами на входах на Храмовую гору станет очередной главой в этой длинной и однообразной повести, подтверждающей ясно различимую в исторической ретроспективе тенденцию: раз за разом, желая получить большего и отказываясь уступить даже в малом, палестинские арабы в конце концов теряют даже то, что имеют. Но может статься, все происходит именно так потому, что в этом как раз и заключается воля того, кого они называют Аллахом?

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке