Возвращение Суфьяна, или конец света в представлении шиитов
Фото: Getty Images
Возвращение Суфьяна, или конец света в представлении шиитов

Не стоит недооценивать силу легенд: эсхатологические чувства народов могут привести к страшному кровопролитию, - пишет специалист по исламу Марсель Буазар. Эти эмоции, этот страх связаны с возможным возвращением Суфьяна, шиитского Антихриста, и они вновь проявились в тот момент, когда шииты все чаще ощущают, что их существование находится под угрозой.

На протяжении месяца на страницах наших газет мы рассказывали о страданиях суннитского населения Хомса. Это отвратительно.  В Ираке же на первое место в новостях вышли интервью шиитского муллы, бежавшего из Хомса после того, как всю его семью перебили сунниты: вот две стороны одной реальности!

Шиитское население Ирака, которое на протяжении десятилетий жило под гнетом диктатуры суннитского меньшинства – партии Баас, благодаря туманной позиции своего правительства фактически поддерживает другую опирающуюся на меньшинство тиранию, причисляющую себя к той же партии. Религиозный фанатизм, вес истории и иррациональный страх затрудняют политический анализ.

Ошибаются они или нет – неизвестно, но шииты видят в арабских революциях руку Саудовской Аравии, с территории которой проникают салафисты, и Катара, поддерживающего Братьев-мусульман. Страх возвращения Суфьяна уже будоражит их общественное мнение. Он соответствует Антихристу у христиан. Сложно описать понятными словами эту фигуру, популярную у милленариев, и наложить это объяснение на нынешнюю ситуацию на Ближнем Востоке.

Абу Суфьян, исторический персонаж, ставший символом враждебного отношения к шиитам, был главой могущественного племени в Мекке. Он был самым ярым врагом пророка Мухаммеда. После того как мусульмане победили его в прославленных легендами битвах, он принял ислам. А впоследствии стал одним из великих вождей арабского завоевания мира при своем племяннике, халифе Османе. Он также был отцом Муавии, основателя династии Омейядов. И именно в борьбе за наследство Османа мусульманское сообщество расколола гражданская война. Был убит Али, зять и двоюродный брат Пророка, четвертый праведный халиф, а также впоследствии его сыновья Хасан и Хусейн. Потомки Абу Суфьяна, которых впоследствии стали называть суннитами, обосновались в Дамаске, тогда как арабская партия (по-арабски Шиа) Али оставалась в Ираке. Это произошло в начале VII века н.э. и положило начало шиитскому мартирологу. Их раны до сих пор не затянулись.

Суфьян - чудовище, злонамеренный самозванец (Даджаль), который во главе армии, состоявшей в основном из евреев, покинул Сирию и отправился убивать шиитов. Они были слишком слабы, чтобы противостоять ему, однако Господь отправил им на помощь пророка Ису (Иисуса), в ожидании возвращения Махди, сокрытого двенадцатого имама, который проявится, чтобы принести миру справедливость и истину. И эта последняя битва разыграется на холме, возвышающемся над долиной Палестины (Армагеддон) и станет концом времен. В этой легенде соединены все составляющие страха перед Апокалипсисом: евреи и христиане, мусульмане-сунниты и шииты, а также Палестина!

Нельзя быть уверенным в том, что легенда о Суфьяне – это всего лишь эзотерический фольклор. У шиитов, которые за всю свою историю часто оказывались в меньшинстве и подвергались преследованиям, существует развитая культура тайны. Критическая и описательная литература о суннизме существует в большом изобилии, однако о шиизме написано очень мало. Если говорить о литературе на французском языке, обычно ссылаются на книги Анри Корбена (Henry Corbin), в частности, "Иранский ислам: духовные и философские аспекты" (изд-во Gallimard, 1973). Ожидание появления Махди, которое обозначит победу праведности и конец света, лежит в основе их общих верований. Ненависть к семье Абу Суфьяна – ключевой элемент в истории их мученичества. В настоящий момент шииты всех направлений веры чувствуют себя в опасности. Только шииты Ирака были освобождены от тирании благодаря американскому вторжению. Во всех остальных странах царит страх. Иран находится под ежедневной угрозой израильско-американских ударов, алавитскому меньшинству в Сирии грозит истребление, шиитские сообщества в странах Персидского залива (от 10 до 15% в Саудовской Аравии, 30% в Кувейте, 70% в Бахрейне) подвергаются открытой дискриминации, в Пакистане их мечети регулярно становятся местами совершения терактов… Страх, наложенный на перспективу прихода Мессии, являющийся неотъемлемой частью шиизма, может увлечь за собой толпы людей… Вы можете себе представить, во что это выльется, вспомнив о народном ликовании, которое сопровождало почти неожиданное возвращение Хомейни в Тегеран в 1979 году!

Не стоит недооценивать силу легенд. Параллельно с известными геополитическими соображениями, эсхатологические эмоции народов, особенно в этом регионе мира, могут привести к страшному кровопролитию. Пока еще возможны переговоры с Ираном, Сирией и Ближним Востоком в целом. Различные манипуляции Запада, односторонние осуждения, санкции и внешние угрозы отнюдь не способствуют миру.

Марсель Буазар, "Le Temps", Швейцария

counter
Comments system Cackle