Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+25+14
Иерусалим
+21+13

Мнения

А
А

Как весь мир был за Израиль 50 лет назад

Не миролюбие и территориальные уступки Израиля обеспечили в последующие десятилетия относительное затишье в Восточном Средиземноморье, а демонстрации израильской военной мощи и боевого духа израильского народа.

05.06.2017
Источник:mnenia.zahav.ru
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Чем дальше в прошлое уходит Шестидневная война, юбилей великой победы в которой еврейский народ празднует в этом году, тем активнее леволиберальные пропалестинские агитаторы в Израиле и за его пределами пропагандируют идею о том, что война и последовавшая за ней и продолжающаяся по сей день «оккупация» Иудеи, Самарии и Иерусалима были ошибкой, резко ухудшившей международное положение нашей страны. Из «маленького Срулика», которого все любили и который играл роль героического Давида, мы превратились в осуждаемого международным сообществом и отвергаемого прогрессивными кругами на Западе Голиафа, жадного до чужой земли и глухого к национальным чаяниям палестинцев.

Понимая, что фантазии «нового Ближнего Востока» второй раз продать не удастся, а слепое доверие к миролюбию палестинского народа было зверски убито где-то между гостиницей «Парк» в Нетании и домом семьи Фогель в Итамаре, и что на разговоры о палестинских правах человека покупаются в основном иностранные спонсоры, но не израильские избиратели, активисты борьбы за победу палестинского национализма над Израилем пытаются соблазнить нас обещаниями, что, стоит лишь нам уйти с «территорий», как мировое сообщество с Евросоюзом и ООН во главе тут же станет надежным гарантом нашей безопасности и национальных прав еврейского народа, в том числе, например, доступа к святым местам в пределах будущего палестинского государства. Если же арабская сторона нарушит свои обязательства, все то же мировое сообщество встанет плечом к плечу с Израилем, чтобы примерно наказать агрессора.

О том, почему эти обещания не имеют отношения к сегодняшней международной политической и дипломатической реальности, можно говорить отдельно. Сегодня же хочется напомнить о том, как выглядела эта «поддержка международного сообщества» пятьдесят лет назад, когда Израиль еще не был ни «Голиафом», ни «оккупантом», а полунищей страной с менее чем двумя с половиной миллионами евреев, пустой казной и границами, которые нельзя было эффективно защитить даже от банд террористов – страной, окруженной с трех сторон врагами.

15 мая 1967 года, когда в Израиле праздновали День Независимости, египетские войска, нарушив условия прекращения огня после конфликта 1956 года, пересекли Суэцкий канал и вторглись на Синай. Уже эти действия президента Насера представляли собой грубое нарушение международных обязательств Египта, однако когда через два дня Насер потребовал удалить из Синая контингент наблюдателей ООН, его намерения развязать войну стали совершенно очевидны. В 1957 году тогдашний генсек ООН Даг Хаммаршельд обещал Израилю, что если Египет потребует вывода войск ООН с Синая, ООН созовет специальную сессию Совета Безопасности. Однако преемник Хаммаршельда У Тан решил не беспокоить СовБез и попросту капитулировал перед египетскими требованиями, и спустя несколько дней израильская граница была открыта для египетского вторжения. Никаких протестов со стороны «международного сообщества» не последовало.

Еще 1 марта 1957 года, при поддержке Соединенных Штатов и ряда других западных морских держав, тогдашний министр иностранных дел Израиля Голда Меир объявила в ООН, что Израиль рассматривает свободу навигации в заливе Акаба и Тиранских проливах как свой жизненный национальный интерес и как прямое следствие действующих международных договоров о свободе навигации в интернациональных водах. Голда также объявила, вновь при полной поддержке США и западных держав, что Израиль будет расценивать блокаду навигации в этом районе как акт агрессии и примет меры вооруженной самозащиты в соответствии с 51-й статьей Устава ООН.

Зная все это, 22 мая 1967 года президент Египта объявил о том, что он не только закрывает проливы для израильского судоходства, но и минирует их. Израиль немедленно потерял 90% своих поставок нефти, поскольку израильское правительство было не в состоянии предложить владельцам танкеров страховые гарантии. Израильские дипломаты во главе с министром иностранных дел Аббой Эвеном бросились по западным столицам, в первую очередь – в Вашингтон. Именно президент США Эйзенхауэр выкрутил в свое время Израилю руки, чтобы добиться отступления с Синая и за счет евреев укрепить американское влияние на арабов. Мораль и преемственность американской политики должны были побудить президента Линдона Джонсона активно вмешаться в кризис на стороне Израиля. Однако этого не произошло.

При всем демонстративном дружелюбии к еврейской демократии, объяснявшемся растущей активностью американских евреев в Демократической партии, ни сам президент Джонсон, ни его окружение не особенно интересовались проблемами Израиля. Вьетнам и глобальное противостояние с СССР отнимали все их время. Эвен не получил от Джонсона ни гарантий вмешательства, ни военной помощи. Провалом кончились и усилия привлечь на сторону Израиля бывших союзников по операциям против Египта в 1956 году – Британию и особенно Францию. Франция была надеждой и опорой Израиля, единственным регулярным поставщиком передовых вооружений, в первую очередь боевых самолетов. Однако приход к власти де Голля вместо произраильских социалистов и его решение переориентироваться на арабский мир после окончания войны в Алжире сделали Израиль помехой для новой французской политики, а израильские дипломаты эти перемены прохлопали. Ни Франция, ни США не согласились направить свои корабли в Красное море, чтобы гарантировать Израилю свободу навигации.

30 мая Иордания, невзирая на увещания Израиля, вступила в египетско-сирийский «оборонительный» союз, целью которого была подготовка и координация вторжения в Израиль одновременно с севера, востока и юга. Празднуя свой дипломатический успех, президент Насер провозгласил, что «наша общая и основная задача состоит в уничтожении Израиля». Это заявление было грубым нарушением Устава ООН, членами которой были и Израиль, и Египет. Однако ни США и никто другой из членов Совета Безопасности даже не подумали о том, чтобы созвать Совет и призвать Насера к порядку. Более того – американские дипломаты, военные и пресса полностью игнорировали открытые декларации об уничтожении Израиля на самом высоком уровне египетского руководства, рассказывая друг другу и всему миру о том, что «на самом деле» Египет вовсе не хочет воевать. Потом из этих басен родится миф об «израильской агрессии», а в те дни этот успех египетской кампании дезинформации деморализовал израильское правительство – в Иерусалиме с опозданием поняли, что обещанная в 1957 году «вооруженная самозащита» не получит в мире ни политической, ни общественной поддержки.

К чести тогдашнего израильского политического руководства, оказавшись в практически полной изоляции, оно решило положиться на мнение военного командования и согласилось нанести превентивный удар. Однако нельзя не задать себе вопрос – почему, несмотря на регулярные предупреждения с израильской стороны о том, что блокада проливов является для Израиля «казусом белли», несмотря на израильские усилия удержать Иорданию от войны, несмотря на казалось бы очевидную принадлежность Израиля к лагерю американских союзников в Холодной войне, Шестидневную войну не удалось предотвратить? Почему агрессор – Насер – был так уверен в собственной безнаказанности, а его сателлиты в Сирии и Иордании – в том, что они больше потеряют от отказа от войны с Израилем, чем от участия в ней? Почему реакция Запада была столь пренебрежительной? (Вашингтон представляет исключение лишь в том смысле, что там существовала уверенность в победе Израиля в случае войны, но при этом Белый дом конфликта на Ближнем Востоке не хотел.)

Ответ на все эти вопросы один, и очень простой – потому что Израиль был мал и слаб, и потому, что Советский Союз решительно и публично занял позицию на стороне арабов. Правота Израиля, международные обязательства, коллективная безопасность, Устав ООН – все это значило очень мало в глазах политиков, для которых судьба Еврейского государства была уже предрешена, и тех, для кого права слабых и малых стран имели куда меньший вес, чем интересы сверхдержав. Бросаться спасать еврейского жертвенного агнца от арабских шакалов и русского медведя никто на Западе не собирался.

Не миролюбие и территориальные уступки Израиля обеспечили в последующие десятилетия относительное затишье в Восточном Средиземноморье, а демонстрации израильской военной мощи и боевого духа израильского народа. И точно так же, как вынужденный уход Израиля с Синая в 1957 году через десять лет привел Ближний Восток к новой войне, так и новые демонстрации израильской слабости в Ливане и в секторе Газы повлекли за собой новые вспышки террора и конфликтов. И точно так же, как и пятьдесят лет назад, гарантии «международного сообщества» ничего не гарантируют тем, кто не сможет сам себя защитить.

Специально для газеты "Эхо"

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке