Автобусы в субботу - благо или зло?
Фото: walla.co.il
Автобусы в субботу - благо или зло?

Многих моих друзей радует весть о том, что скоро повсюду в Израиле, даже в консервативном Иерусалиме, автобусы будут курсировать и по субботам. 

Меня же эта перспектива огорчает. Есть у ортодоксов вещи, с которыми я, человек сугубо светский, солидарен. Израиль по меньшей мере в одном намного опережает передовые страны. Франция, Англия, Германия прилагают огромные усилия к тому, чтобы хотя бы на один день в неделю сократить движение транспорта: пусть атмосфера в их мегаполисах немного отдохнет от выхлопных газов. Что только ни придумывают: решают, что раз в неделю на дороги смогут выезжать только машины с четными регистрационными номерами, в другой раз - только с нечетными, закрывают на день один район мегаполиса, другой, вводят плату за въезд в столицу, проводят разъяснительную работу, увеличивают штрафы.

А какой ужас из-за выхлопных газов творится в больших городах Китая! 

Известно, что выхлопные газы - основной фактор онкологических заболеваний. Проблема весьма и весьма острая. А в нашем благословенном Израиле уже есть укоренившаяся глубоко традиция по субботам не выпускать автобусы на линию. Меньше гари. Раз в неделю воздух в городах отдыхает.

И легковые машины в этот день у большой части населения стоят "на приколе" (хотя в последние годы уже и в субботу на дорогах довольно многолюдно). Но все равно - даже без измерений и приборов чувствуешь, что в субботу в городах дышится легче. Вот бы работать и дальше в этом направлении - добиться, чтобы в субботу люди вообще моторы не заводили.

А вместо этого ради мелких агитационных целей некоторые горластые политики ведут к тому, что мы теряем это преимущество. 

Еще один аспект, который свидетельствует, что эта проблема с общественным транспортом по субботам - надуманная. Лет 15 назад один мой знакомый репатриант, житель Холона, решил воспользоваться таким "упущением", как отсутствие общественного транспорта по субботам. Он приобрел минибус и развесил по всему городу объявления: Маршрутка до моря в Бат-Яме, по цене автобусного билета. Нарисовал маршрут, по которому будет курсировать, точное время, когда мимо какой автобусной остановки будет проезжать - по пути на море и обратно. Обещал курсировать весь день, начиная с 6 утра и до 8 вечера.

Указал свой телефон, написал, что за небольшую дополнительную оплату даже сможет забирать людей у их домов. Помню, я тогда подумал, что он молодец: и сам заработает, и людям предоставит очень нужную услугу.

Через некоторое время я встретил его: ну, как твой бизнес, процветает? Знакомый с огорчением поведал, что пришлось продать минибус: нет клиентов. Никто не звонит, никто не приходит с надувными матрасами, зонтиками и бутербродами на пустующие по субботам автобусные остановки.

Видимо, у многих есть свои машины; "безлошадные" пенсионеры могут ездить на пляж в будни. Остальным просто лень.

Иными словами, проблема во многом надуманная. 

Боюсь, что выгнанные политиками и прочими интересантами в субботу на маршруты автобусы, выпуская густые клубы насыщенного канцерогенными веществами выхлопного газа, будут бегать почти пустые. Автобусные кооперативы - не фраера. Они потребуют у государства компенсации за потери. И за чей счет? Конечно, за наш с вами.

Я согласен, многим очень неудобно то, что в единственный выходной день общественный транспорт не работает. Тем, у кого нет своей машины, не могут навестить родственников и друзей, выехать на природу. Проблема эта реальная, не выдуманная. Но решение ищут не там. Просто нужно добавить еще один выходной - в воскресенье. Суббота - для души, для дома, для семьи. Воскресенье - для покупок, поездок, театров и шашлыков. Об этом уже давно говорят, это не вызывает ни у кого серьезных возражений - но дело не продвигается, потому что ни одна из партий не видит, какую электоральную выгоду они могут извлечь из этого решения. 

И что поразительно: активисты нарушения субботы (в основном - "леваки" из партии Авода и активисты МЕРЕЦ) в своих требованиях неискренни. Они сами как раз не хотели бы, чтобы у них под окнами день и ночь пыхтели автобусы.

Когда в Рамат-Гане построили новый торговый центр, его владелец-ультраортодокс заявил, что по субботам он работать не будет. Антиклерикальная пресса тут же подняла крик: "Религиозный диктат!". На дискуссию на Второй телеканал пригласили сторонников соблюдения шаббата и адептов открытия каньона по субботам. И знаете, кто выступал яростно против нарушения субботы? Один из тогдашних лидеров партии МЕРЕЦ

Деди Цукер. Почему он переметнулся на другую сторону баррикад? Он что, стал вдруг религиозным, надел кипу? Нет, все очень просто: он живет рядом с этим торговым центром, и на передаче яростно вопил, перебивая оппонентов: "Я хочу, чтобы хотя бы один день в неделю на моей улице было тихо! Дайте нам хотя бы в субботу отдохнуть от машин, выхлопных газов!" 

yuramedia@gmail.com

counter
Comments system Cackle