"Назначенный" 3790-ый? ("Цав")
Фото: Reuters
"Назначенный" 3790-ый? ("Цав")

За сорок лет 

Недельная глава "Цав" начинается словами: "Вот закон всесожжения: оно, всесожжение, на костре, на жертвеннике всю ночь до утра, и огонь жертвенника пусть горит на нем. И пусть оденется священник в льняную одежду свою, и льняное нижнее платье наденет на тело свое, и снимет пепел от всесожжения, которое сжег огонь на жертвеннике, и положит его подле жертвенника". (6:1-4). 

Пепел жертв некоторое время сохранялся подле жертвенника, а когда накапливался, удалялся священниками. Была такая отдельная заповедь - одна из 613 заповедей Торы - "снятие пепла" ("трумат адешен"). 

Причем с выполнением этой заповеди оказался связан один драматический эпизод еврейской истории. 

В Талмуде (Йома 9) сказано: "За что был разрушен Первый Храм? За три греха: идолопоклонство, разврат и кровопролитие. А за что был разрушен Второй Храм? Ведь в те времена учили Тору, выполняли заповеди и помогали друг другу? За беспричинную ненависть". 

Именно в чересчур ревностном исполнении этой заповеди - заповеди удаления пепла - проявилась однажды вся мера беспричинной ненависти охватившей еврейский народ. 

В Йома (22.а; 23а) описывается, что когда однажды пришел момент удалить пепел, два священника побежали по направлению к нему. И тут священник, подбежавший вторым, от досады, что не он удостоится выполнить заповедь, всадил жертвенный нож в спину того, кто его опередил. 

Участвовавший в том богослужении рабби Цадок с горькой иронией воскликнул: "Сказано: "Если найден будет... лежащий в поле, и неизвестно, кто убил его, то пусть выйдут старейшины твои и судьи твои, и измерят расстояние до городов, которые вокруг убитого" (Дварим 21:1-2). Так давайте же измерим, во искупление кого следует принести сейчас в жертву телицу: Святилища или Двора?". 

Услышав эти слова, народ зарыдал, но вдруг вышел отец убитого и сказал: Братья, я нашел для вас искупление! Ведь мой сын еще в агонии, а значит, нож в ране остался ритуально чистым!" (Йома 23.а). 

На миг открывшаяся всем духовная бездна вновь оказалась заставлена ширмой формального соблюдения Закона! 

Соперничество между коэнами за право выполнить заповедь; соперничество, завершившееся не только кровопролитием, но и водевильным порывом свести тяжкое преступление к ритуальному недоразумению, явилось индикатором духовного состояния общества. 

В трактате (Гитин 56.а) рассказывается, что за сорок лет до разрушения Храма в надежде предотвратить надвигавшуюся катастрофу рабби Цадок стал держать пост. Трудно не связать два этих скупых свидетельства Гемары о рабби Цадоке. По-видимому, именно роковое ослепление коллег рабби Цадока подтолкнуло его к решению начать пост. В течение сорока лет он жил лишь соком, выжатым из сухих смокв. 

Храм был разрушен в 3830 году (70 г н.э.), а значит, пост рабби Цадока начался в 3790 году (30-й н.э.). 

Но о том, что Храму угрожает разрушение, в том году открылось не только рабби Цадоку. В трактате "Йома" говорится "В течение сорока лет в самом Храме наблюдались тревожные явления: жребий жертвенного козла, приносимого на Йом-Кипур, не выпадал на правую сторону, красная лента, которой метился этот козел, не белела, западный светильник гас прежде времени, а ворота Святая Святых открывались сами собой. Так что рабби Йоханан бен Заккай воскликнул: Храм, Храм! Зачем ты тревожишь себя! Я знаю, что ты будешь разрушен!" ( 39.б). 

А в "Сангедрин" (41.а) сообщается, что в том же году (за сорок лет до разрушения) Сангедрин покинул находящуюся при Храме Палату тесанных камней ("Лишкат Агазит") и стал заседать за стеной Храма. Это перемещение также трактуется как предвидение: Шхина оставила Сион за сорок лет до катастрофы, и мудрецы это немедленно ощутили. 

Дополнительное свидетельство 

Если верить Евангелиям, Йешуа Аноцри также прозревал грядущее бедствие. Накануне его гибели "приступили ученики его, чтобы показать ему здания Храма. Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено" (Мф24:1). 

Не так давно на страницах этой рубрики мне доводилось высказывать предположение (в рамках гипотезы Хаима Маккоби), что именно это предвидение побудило его форсировать избавление, т.е. подняться в пасхальную ночь на Масличную гору, чтобы начать войну Гога и Магога . Но судя по всему, его мятеж также был предпринят в 3790-ом, т.е. в 30 году н.э. 

Пилат правил с 26 по 36 год, проповедь Иоанна Крестителя, согласно Луке, началось в 28. Таким образом, казнен Йешуа мог быть с 30 по 36 год. 

Как описывают все Евангелия, распят он был в пятницу. Однако согласно синоптикам то был пасхальный день - 15 нисана, а согласно Иоанну (версия которого принята церковью) его канун – 14, т.е. день, когда закалывались пасхальные агнцы. 

Таким образом, по свидетельству Иоанна, суббота совпала с Песахом. Такое совпадение имело место в интересующие нас годы дважды - в 33 и 36 годах, поэтому обыкновенно годом распятия Йешуа считают 33 год. Однако между 26 и 36 годами Песах ни разу не выпадал на Пятницу, что вроде бы делает версию синоптиков заведомо недостоверной. 

Между тем важно понимать, что в древние времена начало месяца определялось не путем вычислений, а наблюдалось визуально. Если в ожидаемый вечер свидетели не усмотрели нового месяца, то этот день считался 30-м днем предыдущего месяца, и соответственно, все дни следующего месяца сдвигались на один. По этой причине евреи вне Эрец Исраэль, которые не могли быть оповещены, в какой именно из дней наступил новый месяц, отмечали все праздники два дня. Согласно календарю, при Понтии Пилате Песах пришелся на четверг лишь однажды – в 30 году, а это значит, что с той же вероятностью он мог праздноваться в том году и в пятницу. 

Некоторые считают невозможным, чтобы Йешуа был распят в сам Песах. Так Рустам Хазарзаров пишет: "По версии синоптиков получается, что Иисуса судили и казнили в первый день по наступлении Песаха - 15 нисана, чего категорически евреям нельзя было делать по Закону. Кроме того, Симон Киринеянин не мог работать на поле в пасхальную ночь и последующее наступившее утро (Мк.15:21). И Иосиф Аримафейский не мог купить погребальные атрибуты (Мк.15:43-46) в тот день, когда запрещена была вся торговля. Следует помнить, что хотя перед праздниками и совершали казни, но в сами праздники, по иудейским законам, казнить запрещалось". 

В этом утверждении упускается из вида, что судили и казнили Йешуа не евреи, а римляне. Как убедительно показывает Хаим Коэн, то, что представлено евангелистами как Сангедрин, на самом деле было экстренным собранием, направленным как раз на спасение Йешуа (сбор противоречивых показаний). 

Все действия, описанные в синоптических евангелиях, могли совершаться в праздник. Так, если речь шла именно о покупке плащаницы, то значит деньги были переданы позже. 

По поводу "возвращающегося с поля" Симон Киринеянин (Мк 15:21) в оригинале написано "ἐρχόμενον ἀπ’ ἀγροῦ", что можно перевести и как "возвращающийся из деревни". Такой перевод имеет широкое хождение ("from the country"). 

Итак, синоптические Евангелия дополнительно подтверждают талмудическое свидетельство о 3790 годе, как о годе - предвестнике грядущих бедствий. Более того, возможно даже раскрывают его тайный смысл! 

У пророка сказано: "в назначенное время ускорю" (Иешайя 60:22). В Талмуде эти слова разъясняются следующим образом: "удостоитесь - ускорю (избавление), не удостоитесь - в назначенное время". 

Иными словами 3790 год, возможно, был тем самым "назначенным временем", в которое еврейскому народу был предоставлен шанс удостоиться (предотвращающего бедствия) избавления. Но не удостоиться его - значило даже усугубить надвигающуюся катастрофу. Возможно поэтому, в целом легитимная попытка Йешуа спровоцировать войну Гога и Магога, обернулась возникновением мессианского движения, на протяжении веков стремившегося заместить Израиль.

Фото: Reuters

counter
Comments system Cackle