Об исторической памяти
Фото: Shutterstock.com
Об исторической памяти

16 марта 2017г. на  zahav.ru было опубликовано интервью главы "Ассоциации еврейских организаций и общин Украины" (Ваад) Иосифа Зисельса озаглавленное "Историческая память часто мешает процессу примирения".

Мнения и соображения, высказанные г.Зисельсом – это, на мой взгляд, пример трезвого и взвешенного подхода к проблеме межэтнических отношений - в данном случае украинцев и евреев. Имеется ввиду, что таковые отношения, сложившиеся на протяжение сотен лет, не могут быть приведены в желаемое состояние лозунгами и призывами. 

Одной из главных причин, мешающих процессу межнационального примирения, названа историческая память: "Но мы говорим не об истории, а об исторической памяти, которая не имеет ничего общего с историей и историографией и часто мешает процессу примирения. Историческая память редко основана на знании - это, скорее, набор стереотипов и предубеждений". Поэтому предлагается "перевести межнациональную дискуссию во внутренний дискурс каждого из народов. Нельзя вычеркивать из общей истории неудобные факты, но очевидно, что когда еврейские исследователи напоминают украинцам об их преступлениях, то украинцы из принципа равновесия обвиняют евреев во всех реальных и мнимых грехах, и наоборот". Конечно же "очень важно перейти от взаимных обвинений к осмыслению своего прошлого". 

Но что такое историческая память - она есть "набор передаваемых из поколения в поколение исторических сообщений, мифов, субъективно преломленных рефлексий о событиях прошлого, особенно негативного опыта, угнетения, несправедливости в отношении народа"

Как видим, историческая память все-таки основывается на "исторических сообщениях" (потому-то она и называется "исторической") и, следовательно, известное отношение украинцев к евреям является результатом "негативного опыта, угнетения, несправедливости" закрепившегося в их исторической памяти. Но какой же такой негативный опыт прошлого возбуждал историческую память казаков Хмельницкого, когда они вспарывали саблями животы еврейским женщинам, а детей бросали в костер? Ведь, если даже упомянутая дискуссия и состоится, то у представителей украинской стороны в поисках "негативного опыта исторической памяти" касательно евреев нет исторических оснований опуститься во времени ниже событий революции 1917г. и гражданской войны: "понятие "жидокоммуна" возникло из-за активной роли некоторых евреев в установлении советской власти, и нам доказывать украинцам, что это были "Абрамы, не помнящие родства", бесполезно - это должны делать украинские историки. 

Но разве "абрамы" лишены исторической памяти? И не "память ли о родстве" униженном и уничтоженном как раз и сделала их активными участниками в установлении советской власти в надежде на светлое будущее? Но украинские историки ничего делать не будут, а будут размахивать списками сыновей украинского народа, погибших по якобы вине "еврейских комиссаров" и при этом ни словом не обмолвятся о погромах, унесших тысячи жизней и тех, кто и понятия не имели, что такое "комиссар". Какой уж тут "принцип равновесия"? 

Но в том-то и беда, что не только у украинцев, но и у многих других народов негативный исторический опыт, связанный с проживавшими в их странах евреями, всегда и только основывался на бесправии и беззащитности евреев, ставшими "козлами отпущения" во всех случаях, когда происходили какие-то беды и несчастья. Евреев "предъявляли" массам в качестве виновников эпидемий, стихийных бедствий, голода, революций, войн, сочиняя "Протоколы сионских мудрецов", выискивая "бейлисов" и запугивая сердобольных граждан пасхальной мацой, испеченной на крови христианских младенцев. И разве не проще объяснять очереди за хлебом и молоком тем, что все средства идут на сдерживание агрессоров, направляемых всемирным еврейским заговором? В общем, "если в кране нет воды...." - вот и вся "историческая память, которая мешает процессу примирения". Но возможно ли ее направить в желаемое русло, если, как совершенно справедливо замечает г.Зисельс, "но какой народ сам, без принуждения, осмыслил свою негативную роль в истории?" 

И все же надежда на улучшение ситуации, вроде бы, существует: 

"Только внутренняя работа и адекватные исследования украинских историков, постоянно обновляющие образ прошлого, могут сформировать историческую память, которая приведет к настоящему примирению между народами - на индивидуальном, семейном и коллективном уровнях... Все начинается с научного исследования и публикации его результатов, потом это входит в популярные издания, учебники, через пару поколений соответствующий нарратив становится частью исторической памяти". 

Но ведь можно и не ждать результатов "адекватных исследований украинских историков", а уже сегодня начать публикации в популярных изданиях и учебниках давно известных исторических фактов. Рассказать, например о том, что город Киев был построен не на пустом месте-ему предшествовала крепость Самбат, еврейское название которой бесспорно, и что одни из ворот в крепостной стене древнего Киева назывались "жидовскими" и почему они так назывались, и о том, что историческим документом, где впервые в мировой историографии упомянут город Киев, является, так называемое, "Киевское письмо", составленное и подписанное представителями еврейской общины существовавшей в столице уже во времена княжения Святослава Игоревича(или того ранее). 

Можно предоставить убедительные свидетельства и тому, что предки евреев и украинцев тесно контактировали и сотрудничали еще в Раннем Средневековье как равноправные партнеры торговой организации "радания" и одним из результатов этого сотрудничества стало образование населенных пунктов и ныне существующих, например Умань(уман-мастерская),Бершадь(бер\шаде-колодец в поле), Дорогобуш(дерех\явеш-сухая дорога) и упомянутой крепости Самбат, которую академик российской истории Б.Рыбаков не случайно называет "торговым пунктом". Не станет для украинских лингвистов "секретом Полишенеля" и тот факт, что в их родном языке существует большое количество слов имеющих еврейские языковые корни, а в украинском омнастиконе присутствуют имена явно еврейского происхождения - и этих имен нет в других славянских языках: Хома (защитная стена), Ганзя (сокровище), Оксана (дающая приют), Назар (назарей). 

Но вряд ли в Украине получится "сформировать историческую память, которая приведет к настоящему примирению между народами - на индивидуальном, семейном и коллективном уровнях", потому что здесь "формированием исторической памяти активно занимается государственная институция, которая так и называется - Украинский институт национальной памяти (УИНП). Именно это учреждение создает новый пантеон национальных героев, включая в него далеко не однозначных персонажей, вызывающих неприятие не только у нацменьшинств, но и многих украинцев".

Поэтому без тени иронии хочется отметить честную и понятную позицию председателя Ваада Украины относительно евреев диаспоры, вообще: "евреи уважают центральную (имперскую) власть, какие бы формы она ни принимала". Дескать: чего вы от нас хотите, или не знаете, что "назвался груздем - полезай в кузов"? Знаем и понимаем. Кроме тех случаев, когда обитающие за пределами Израиля соплеменники манипулируют (убеждая разве что самих себя) ханжескими объяснениями типа: "мы нужны здесь, чтобы бороться с антисемитами" или "запрещено возвращаться в Израиль, пока не будет восстановлен Храм", но не уточняют: кто же этот Храм должен им восстановить? 

Нет никакого сомнения в том, что каждый человек имеет право жить там, где он хочет. Но нет также никакого сомнения и в том, что осознание возможности в любой момент стать полноправным гражданином исторической родины, получив ее поддержку и защиту в той же мере, что и родившийся на ней, конечно же, в корне изменило психологию евреев диаспоры до и после образования государства Израиль. 

Это известно это еще с тех далеких времен и, когда наши предки "сидели и плакали на реках вавилонских", и когда через четырнадцать столетий министр Кордовского Эмирата Хасдай ибн Шапрут в письме к хазарскому кагану Иосифу написал: 

"Если бы я знал, что у нашего народа есть свое царство на земле, я оставил бы свое высокое положение, бросил бы свою семью и шел бы по горам и долинам, по суше и по морю, пока не пришел бы в то место, где живет господин мой царь иудейский. Я увидел бы как живет спокойно остаток Израиля, и тогда я излил бы душу в благодарностях Богу, который не отнял своего милосердия от бедного народа своего. Ибо уже долгое время ожидает избавления наш народ, скитаясь из страны в страну. Лишенные чести, униженные в изгнании, мы ничего не можем отвечать говорящим нам: у каждого народа есть свое царство, а у вас нет и следа на земле". 

Теперь у нашего народа "есть свое царство". А что до исторической памяти, мешающей процессу примирения, то, как заметил один остроумный человек, "те народы, которые не знают о существовании евреев, все свои несчастья объясняют стихийными бедствиями". 

P.S 

(РИА Новости Украина.22.03.2017) 

На вопрос: почему власти молчат о том, что Украина находится под еврейским игом, народный депутат Надежда Савченко ответила буквально следующее: "если про это говорит народ, то он говорит правду. И да, власть у нас, если так взять, действительно имеет кровь неукраинскую, скажем так. Говорить про это можно – что с этим делать? Надо думать и действовать!". 

Так что имейте ввиду, имеющие "кровь неукраинскую": депутат Государственной Думы Украины г.Савченко собирается "действовать", а что понимать под этим глаголом - тут "надо думать".

counter
Comments system Cackle