Левые и коалиция меньшинств
Фото: Getty Images
Левые и коалиция меньшинств

С момента победы Барака Обамы демократы стали вести себя излишне самоуверенно, что во многом способствовало внезапному поражению 2016 года. Если попытаться проанализировать эту катастрофу демократов, а также события Брексита, рост популярности Марин Ле Пен во Франции и прочие похожие феномены, то прогрессивные силы должны будут прийти ко многим тревожным выводам. В том числе - и в Израиле. 

В 2002 году была опубликована книга Джона Джудиса и Рэя Тиксейры "Становление демократического большинства", в которой утверждалось, что в ближайшие годы демографические изменения - в частности, рост доли этнических меньшинств в общей численности населения - приведут к необратимому изменению электорального расклада в США и других странах западной демократии. В США это естественно будет на пользу Демократической партии и ее кандидатам в президенты. Поскольку именно демократы формируют в США ту "коалицию меньшинств", которая и является новым "демократическим большинством". С момента победы Барака Обамы демократы, свято поверившие в эту концепцию, стали вести себя излишне самоуверенно, что во многом способствовало внезапному поражению 2016 года. Если попытаться проанализировать эту катастрофу демократов, а также события Брексита, рост популярности Марин Ле Пен во Франции и прочие похожие феномены, то прогрессивные силы должны будут прийти ко многим тревожным выводам. 

Тревожные выводы 

1) Усиление коалиции меньшинств вызвало резкое яростное недовольство у многих белых избирателей и активизировало националистические течения. Голосовать за Трампа пошли избиратели, которые на выборы до этого никогда не ходили, а по телевизору смотрели не новости, а бейсбол. 

Белое господство (реальное или мифологическое) - очень дорого многим людям, которые ничем кроме белой кожи похвастаться не могут. С господством (пусть даже чисто виртуальным) никто добровольно расставаться не хочет. Особенно не получив ничего взамен.

У этих людей создалось впечатление, что одобрение Демократической партией высокого уровня иммиграции было частью стратегии, направленной на укрепление политического господства. "При помощи мигрантов они отнимают у нас страну". 

2) Американские демократы почему-то решили, что активная поддержка коалиции меньшинств - это вещь сама собой разумеющаяся. И очень низкий процент голосования афроамериканцев на выборах - был для них страшным шоком. 

Но становление "демократического большинства из "коалиции меньшинств" - это не магическая формула, которая решает все проблемы и позволяет не заниматься реальной политикой (в том числе: на благо тех самых меньшинств). 

3) Растущее этническое многообразие, конечно, меняет электоральную карту. Но, опять-таки, это вещь не сама собой разумеющаяся. Допустим, арабы во Франции - совсем неоднородны. Семьи, которые прибыли в Париж в начале шестидесятых, - очень отличаются от семей, которые прибыли полвека спустя. Многие мигранты и потомки мигрантов из арабских стран ходят на митинги Марин Ле Пен и вместе с другими ее поклонниками кричат "Это наша страна". 

Многие мигранты из Латинской Америки в США с сочувствием относятся к Трампу в его стремлении прекратить или ограничить миграцию из Южной Америки. 

И в этом нет ничего удивительного. Вопрос о том много ли места осталось в переполненном автобусе - напрямую зависит от того находитесь ли вы уже внутри него или только пытаетесь залезть, протиснуться, вися на подножке.

Кроме того… Есть вопрос идентификации. Человеку устроенному, даже происходящему из семьи иммигрантов, совсем не хочется ассоциироваться с людьми, которые пока не могут вписаться в общество. Более того, эти люди мешают его карьерному росту, социальному продвижению, успехам в бизнесе. Так и в Израиле от негативного отношения к нелегалам из Африки страдают местные "эфиопы" - граждане страны, которые прибыли в связи с Законом о возвращении. 

Еврейский "братский опыт" 

Так было всегда. Напомню, что когда еврейская иммиграция из Российской империи захлестнула Европу, то за закрытие границ перед бегущими от погромов из черты оседлости выступали многие евреи. Богатые евреи Европы от того и начали так активно спонсировать сионистский проект (а также перевозку восточноевропейских собратьев в Аргентину), что совершенно не хотели видеть их своими соседями. 

Английскому джентльмену еврейского вероисповедания отнюдь не улыбалась мысль ассоциироваться со сбродом в черных лапсердаках со смешными пейсами. Еврейская община Гамбурга всеми возможными способами направляла эмигрантов в местный порт с тем, чтобы они продолжили свой путь напрямую в Соединенные Штаты. На идише появились песни о пароходах, которые плывут в далекий "Бунозирес" (Буэнос-Айрес). Для того чтобы куда-нибудь перенаправить "братьев" из черты оседлости, а вовсе не только из национального патриотизма, еврейские толстосумы стали жертвовать деньги на "аргентинский" проект и сионизм и т.д. 

Жил в конце 19 века во Франции философ Бернар-Лазар, который одним из первых взялся за защиту Альфреда Дрейфуса. Но вот что интересно. Этот известный как прозаик-символист автор анархистских по духу рассказов и язвительных по тону статей на литературные темы, этот защитник Дрейфуса в начале 90-х годов XIX века, требовал не пускать во Францию "восточных евреев". Тогда "восточными евреями" назывались именно выходцы из Российской империи. Эти пархатые ост-юден - раздражали евреев Западной Европы. И вот в чем юмор истории: сефарды начали называть "восточными" ашкеназов более чем за полвека до то, как ашкеназы стали называть восточными сефардов. 

Бернар-Лазар в своих резких и остроумных статьях объяснял, что не следует путать эмансипированных передовых португальских и испанских "исраэлитов", обаятельных и изящных, к числу которых он, кстати, причислял себя, с уродливыми и нечистоплотными потомками гуннских племен, исторгаемыми в огромном числе Российской империей. Бернар-Лазар, в соответствии с интеллектуальной модой того времени, был убежден в том, что эти евреи принадлежат к совершенно иной расе, нежели потомки евреев Западной Европы. Они другие по крови! 

По его мнению, следовало принять все возможные меры для того, чтобы предотвратить эмиграцию "восточных" евреев во Францию и в соседние страны. 

"Коалиция меньшинств" в Израиле 

Особенностью Израиля является то, что у нас успешную электоральную "коалицию меньшинств" создают именно правые, а не левые. Правые смогли выстроить электоральный блок поселенцев, сефардской бедноты, религиозных традиционалистов, русскоязычных репатриантов, репатриантов из Эфиопии и пр. Левые же ассоциируются со слабеющими элитами и ворчат по поводу целователей мезуз, которые украли у них страну. Перед прошлыми выборами прозвучала на митинге "Израиль хочет перемен" речь художника, писателя и публициста Яира Гарбуза, которая вновь разбудила старые израильские межобщинные комплексы. 

Гарбуз сказал, что были неправы те, кто говорил, что Игаль Амир, убивший главу правительства Рабина - часть незначительного меньшинства. И раввины, которые его вдохновляли, были отщепенцами. И люди в желтых майках с черными символами, пишущие "Кахане был прав" и кричащие "Смерть арабам" - это незначительное меньшинство. И те, кто проводят акции "Таг мехир" - тоже горстка. И ревнители Храмовой Горы, строители Третьего Храма, люди, раздувающие ненависть - маргинальное меньшинство. И расисты - маленькая кучка. И воры, и взяточники - это тоже меньшинство. И разрушители демократии - это меньшинство. И люди, целующие амулеты и молящиеся на могилах праведников - это меньшинство. Даже те, кто замешан в сексуальных домогательствах и насильники - меньшинство. Что коррумпированные полицейские и лживые свидетели не представляют собой общество. 

Перечислив все эти "меньшинства" Яир Гарбуз риторически спросил: "Но если все они являются меньшинством, почему такое меньшинство правит нами? Каким образом это меньшинство стало большинством?". Гарбуз, конечно произнес очень неполиткорректную речь. И смешивать в одну кучу воров и поклоняющихся могилам святых праведников - не надо. Даже если тебе неприятны и те и другие. И не все целующие амулеты занимаются сексуальными домогательствами… 

Хуже всего, что Гарбуз вообще не намеревался обидеть тех, кого он обидел или тех, кому объяснили, что он их обидел. Гарбуз заявляет, что в его речи не было ни слова ни про сефардов, ни про правых, ни про избирателей "Ликуда", быдлом может быть и ашкеназ. Гарбуз просто сказал то, что ежедневно говорят в тель-авивских кафе представители старой богемной публики. Они теряют страну, в которой "расплодились" все эти "разрушители демократии" и ревнители Третьего Храма. Они теряют страну. 

Являются ли они сами оплотом демократии? У меня есть в этом сомнения. Но они хорошо понимают, что демократия - это власть большинства. А, как правильно заметил Гарбуз, в стране большинство, которое им совсем не нравится. Большинство, которое складывается из различных меньшинств. 

4 июня праймериз в партии "Авода" 

Сегодня вопрос о том, что Герцог не будет после этой даты председателем партии - кажется почти решенным. Вопрос, кто будет после него - пока остается открытым. Один из принципиальных моментов: кто из потенциальных председателей партии способен привлечь новый электорат, не голосовавший за партию на прошлых выборах. Три потенциальных кандидата (Амир Перец, Ави Габай, Эйтан Кабель) говорят о возможности привлечения сефардов с периферии. Об усилении партии в русскоязычной общине говорит только один кандидат - Эрель Маргалит, прозванный за свою агрессивную риторику словом "кибенимат". Маргалит, пришедший в политику из бизнеса стартапов, более представляет собой настроения и потенциал русскоязычной общины, чем другие кандидаты. Но и он не делает на этом вопросе существенного акцента. На внутрипартийных выборах в "Аводе" - это не самый привлекательный вопрос. 

Между тем этот вопрос для "Аводы" главный. Левые и левоцентристские силы побеждали в 1992, 1999 и 2006 году - только при условии массовой поддержки русскоязычных избирателей. Без привлечения "русских" - у "Аводы" нет шансов на возвращение к власти.

counter
Comments system Cackle