Нерасторжимый союз ("Тиса")
Фото: Getty Images
Нерасторжимый союз ("Тиса")

Джигит и джентльмен 

В недельной главе "Тиса" Всевышний в следующих грозных словах предостерегает Свой народ от поклонения иным богам: "Ты не должен поклоняться богу иному, потому что Господь - "Ревнитель" имя Ему; Бог-Ревнитель Он" (Шемот 34: 13-15). 

Итак, одно из имен, одно из характерных качеств Всевышнего - Ревнитель ("кана"), причем в самом буквальном и бесхитростном значении этого слова: Всевышний теряет самообладание, когда еврейский народ начинает поклоняться иным божествам, более того, мстительно насылает на Израиль величайшие бедствия: "Доколе, Господи? Вечно ли будешь гневаться? (Вечно ли) будет пылать как пламя ревность Твоя?" (Тегил 79:5). 

Но разве такое поведение не признак ограниченности, даже слабости? 

Чувство ревности явно в почете у мусульман: муж, не отделавший жену, переглянувшуюся с посторонним мужчиной - не джигит, он размазня и ничтожество. 

Среди европейских джентльменов, напротив, невозможно услышать похвальное слово в адрес ревности. Всего несколько примеров: "Ревнивец сомневается на самом деле не в своей жене, а в себе самом" (Оноре де Бальзак). "Не думаю, что на свете есть страдания, унизительнее ревности" (Анатоль Франс). "Ревность... есть болезнь людей ничтожных, которые не уважают ни самих себя, ни своих прав на привязанность любимого им предмета" (В.Г. Белинский). "Ревность часто не что иное, как беспокойное устремление к тирании, перенесенное в сферу любви" (Марсель Пруст). 

Исчерпывающее объяснение нелепости и неуместности этого чувства дает Виктор Франкл: "В настоящей любви нет места ревности. Она (ревность) исключается просто по определению, так как настоящая любовь предполагает взаимное ощущение и признание неповторимости и своеобразия партнеров. Соперничество, которого так опасается ревнивый любовник, допускает возможность замены его соперником, предполагает, что любовь может быть перенесена на другого. Но это невозможно в настоящей любви, потому что любимого нельзя сравнить ни с кем другим. Там, где связь не достигает уровня настоящей любви, где человека не любят так, что его неповторимость является частью этих отношений, вообще нет никакого места для ревности. Потому что в этом случае отношения любви на самом деле просто отсутствуют. Ревность, следовательно, - это глупость в любом случае, так как она появляется либо слишком рано, либо слишком поздно. Либо она неоправданна, потому что партнер сохраняет верность, либо она обоснована, потому что партнер на самом деле неверен (изменяет). В последнем случае ревность, конечно, бессмысленна, поскольку данное конкретное партнерство уже более не существует". 

Итак, ревность - чувство настолько "нецивилизованное", что многие интеллектуалы воспринимают ТАНАХ духовно недостоверным источником, обнаруживая там ревность, исходящую от Бога. Несомненно, Эйнштейн имел в виду в первую очередь Божественную ревность, когда писал: "Слово "Бог" для меня всего лишь проявление и продукт человеческих слабостей, а Библия - свод почтенных, но все же примитивных легенд, которые, тем не менее, являются довольно ребяческими". 

И ведь это при том, что "иные боги" как раз на удивление неревнивы. Они мнительны и завистливы, этого у них не отнять. Но все же не ревнивы. Зевс не заходится в гневе, если какой-либо из его почитателей принесет жертву Дионисию, или поклонится Гере, а римляне коллекционировали в своем пантеоне идолов всех завоеванных ими народов, веря, что любовь этих богов отныне принадлежит также и им. 

Как же истинный Бог, знающий, что "иные боги" ложны, к ним так яростно ревнует? Неужели, являясь единственным истинным Богом, Он не понимает, что любой молитве буквально некуда податься кроме как к Нему? Но в отношении народов так в сущности и происходит. В самом деле, одна из заповедей сынов Ноаха - это запрет идолослужения. Всевышний ждет от всех людей, а не только от евреев, исключительной веры в Него одного, однако ревнив при этом Он не ко всему человечеству, а только к евреям. Послав пророка Иону в Ниневию, Он требовал от ее жителей раскаяния в разбое, а не в многобожии. Признав Бога Израиля, ниневитяне вовсе не отказались от своих божеств, но в то же время были помилованы. Радак поясняет: "Всевышний промыслительно следит за народами в том, что касается разбоя. Но остальные преступления, совершаемые народами, не так важны Всевышнему, чтобы из-за них осуществлять промыслительное вмешательство, как Он это делает в отношении Израиля". 

"Идолослужители за пределами земли (Израиля) не совершают "чужого служения", ибо для них это - обычай предков", - разъясняется в Талмуде (Хуллин 13б). 

Итак, исходно требуя от народов того же самого признания Себя Едиными Богом, какого Он требует от Израиля, Всевышний вместе с тем к народам снисходителен и терпим, т.е. ведет себя с ними как истинный европеец, как истинный джентльмен. Поскольку же "в настоящей любви нет места ревности" и "она исключается просто по определению", может даже сложиться впечатление, что по-настоящему Он любит именно народы, евреев же просто считает какой-то "собственностью".

Что все это значит? 

Странный брак 

Видимо, аналогия между Его браком с Израилем и браком между мужем и женой из плоти и крови - не полная аналогия. 

Действительно, брак между мужчиной и женщиной признается Торой расторжимым, причем измена является необходимым и достаточным условием развода. Иными словами, ревность, как это показывает Франкл, неуместна по определению. 

Союз Всевышнего с Израилем также признается брачным союзом, именно так интерпретируется чисто лирическое, на первый взгляд, произведение "Песнь песней". В таком именно смысле понимаются и соответствующие высказывания пророков. 

Между тем в ТАНАХе Израиль практически никогда не упоминается как просто жена Всевышнего, - но всегда как неверная жена! 

Например, "Поистине как изменяет иная жена другу своему, так изменили Мне вы, сыны дома Израилева - сказал Господь" (Йермияу 3.20), или "Когда ты строила себе алтарь при начале всякой дороги и возвышение твое делала на каждой улице, ты не была как блудница, ты осмеивала плату за блуд. Ты жена прелюбодействующая, вместо мужа своего принимающая чужих" (Иехезкель: 16.32). 

Но разве можно оставаться женой после измены? 

Йермиягу (3.1) признает эту трудность: "Сказано: ведь если муж отошлет жену свою, и она уйдет от него, и выйдет за другого, то разве возвратится он к ней снова? Не осквернится ли этим совершенно вся земля та? А ты блудодействовала со многими любовниками, и возвращаешься ко Мне? - сказал Господь". 

Итак, мы видим, что взаимоотношения Бога с Израилем особенные. Бог каждый раз принимает назад неверную супругу, т.е. признает Свой брак с еврейским народом нерасторжимым. Каждому рожденному в завете с Ним Всевышний сообщает частицу Себя. Но если Он до такой степени отождествляет Себя с Израилем, то ревность становится возможной и даже неизбежной. 

Относительно народов в Талмуде сказано: "Есть праведники народов мира, которые имеют удел в мире грядущем" (Тосефта Сангедрин 13а). Относительно же Израиля говорится: "Весь Израиль имеет удел в мире грядущем" (Сангедрин. Хелек). 

Но как это возможно? Разве среди евреев не встречаются злодеи? Встречаются, но согласно наиболее принятому объяснению, они вынуждаются признать Истину. 

Грешники народов мира остаются в аду самими собой, они вольны расплеваться с Истиной навсегда. Всевышний не доказывает им их неправоту, Он просто отключает их от блока питания. Но злодей-еврей силами врученной ему при рождении искры, вынужден перекраивать себя по живому, осужден подвергнуться полной экзистенциальной перелицовке. 

"Только вас признал Я из всех семейств земли, поэтому и взыщу Я с вас за все грехи ваши" (Амос 3.2). 

Но взыскать можно двумя путями - бедствиями в этом мире, и муками геенома в мире грядущем. И как особен еврейский гееном, так же особенно и земное существование еврея, опекаемого Божественной ревностью.

Автор: Арье Барац
Источник: Понять иудаизм
counter
Комментарии