Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Мнения

А
А

След сверх-смысла ("Пурим")

Может ли обезьяна понять, почему ей приходится страдать? Исходя из своей среды, она не в состоянии понять соображения человека, подвергающего ее своим экспериментам. Ей недоступен мир человека, она не может выйти в это измерение.

09.03.2017
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Грань веков

В еврейском календаре имеются две даты, являющиеся антагонистами и одновременно близнецами - это Пурим и Тиша-бе-Ав. В Пурим веселятся и пьют, в Тиша-бе-ав постятся. Но веселью Пурима предшествует пост ("таанит Эстер"), а пост Тиша-бе-Ав в будущем обернется праздничной трапезой, как сказано: "Пост четвертого (месяца) и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого будет для дома Иеуды радостью, и весельем, и праздниками добрыми" (Захар 8:18).

Дата Пурима, 14 адара, исходно была не благоприятной для Израиля, и поэтому Аман запланировал на этот день все-персидский погром. Однако Всевышний перевернул судьбу, и в эту дату пришло великое избавление. И наоборот, 9 аба было датой, предназначенной для великого торжества, для вхождения сынов Израиля в Эрец Канаан, но поверив отчету разведчиков, народ отказался в этот день входить в землю. В результате Израиль был осужден на сорокалетнее скитание по пустыне, а в дальнейшем в эту дату происходили и другие бедствия - прежде всего разрушение первого и второго Храмов.

Как уже было отмечено, в силу своей исходной благоприятности дата эта в конце времен еще проявит свой праздничный потенциал, еще "обернется", как некогда "обернулся" роковой Пурим ("в день, когда враги иудеев надеялись одолеть их, обернулось оно так, что сами иудеи одолели недругов своих" 9:1).

Таким образом Тиша-бе-Ав - это своеобразный Пурим в пути, дата, которой еще только предстоит стать днем радости и веселья.

Неудивительно поэтому, что Пурим и Тиша-бе-Ав перемигиваются друг с другом в истории.

Многие (Ахматова, Вайншток, Тиллих) отмечали, что ХХ век начался не 1 января 1901 года, а 28 июля 1914 - с началом Первой мировой войны. Я бы добавил, что век этот был скоротечным и завершился значительно раньше своего календарного срока. Но все же не 9 мая и даже не 30 апреля 1945 года, когда застрелился Гитлер, т.е. не с концом Второй мировой войны, а 5 марта 1953 - в день смерти Сталина. Именно этот исторический отрезок, именно эти неполные сорок лет - явились самым страшным "веком", выпавшем на долю Израиля и всего человечества.

Итак, 28 июля Австро-Венгрия объявила войну Сербии. Но конфликт этот еще оставался билатеральным. Мировой эта война стала именно в Тиша бе-ав, т.е. - 1 августа, после того, когда в войну вступили Германия и Россия. Со своей стороны суд над "врачами-убийцами", которых предполагалось повесить на Красной площади, был назначен на 6 марта. Но вместо приговора "врачам-убийцам" человек по фамилии Левитан зачитал в этот день сообщение о смерти Сталина, а 3 апреля все арестованные по "делу врачей" были освобождены.

Умер Сталин 5 марта - 18 адара, однако апоплексический удар, после которого он полностью прекратил функционировать, случился именно в Пурим - 14 адара (1 марта) 5713 года.

Таким образом, "логический" ХХ век, т.е. сорокалетний срок скитальчества человечества в долине смертной тени, начался в траурную для еврейского народу дату - в Тиша бэ-Ав 5674 года, а завершился в дату карнавала и веселья 14 адара (5713).

Золотое сечение

В свое время я обратил внимание на то, что еврейский календарь разделен в пропорции золотого сечения.

Золотое сечение - это такое (неравное) разделение целого предмета на две части, при котором большая часть отрезка во столько раз меньше целого, во сколько меньшая часть меньше большей. Математически точно это соотношение выражается бесконечной иррациональной дробью: 0.618… - (большая часть), и соответственно 0.382… (меньшая часть).

Пропорция эта описывается в "Началах" Эвклида (IV век до н.э.), но судя по памятникам архитектуры (например, по пирамиде Хеопса XXVI века до н.э.), была известна задолго до него. Само выражение "золотое сечение" восходит к Леонардо да Винчи, заметившего, что “если мы человеческую фигуру - самое совершенное творение Вселенной - перевяжем поясом и отмерим потом расстояние от пояса до ступней, то эта величина будет относиться к расстоянию от того же пояса до макушки, как весь рост человека к длине от пояса до ступней”.

Впоследствии выяснилось, что пропорцию эту можно обнаружить в строении практически всех живых существ.

Но в этой самой пропорции (в точках завершения Песаха и Суккота) делится также и еврейский лунный год!

Действительно, два праздника Торы - праздник ее дарования (Шавуот) и праздник возобновления ее чтения (Шмини-Ацерет) - своим расположением в годовом круге задают классическую формулу золотого сечения: (не високосный) еврейский год во столько раз больше периода времени от Симхат Торы до Шавуота, во сколько период времени от Симхат Торы до Шавуота больше времени от Шавуота до Симхат Торы. Период от Симхат Торы до Шавуота колеблется в пределах от 219 до 221 дня, время от Шавуота до Симхат Торы практически всегда составляет 134 дня. Эмпирические показатели при таких расхождениях (при том, что число дней в году варьирует от 353 до 355) колеблются между долями 0.6063.. - 0.3937 и 0.6225. - 0.3775. То есть во всех кроме одного случаев отклонение от золотой пропорции не превышает процента.

Объяснял я это рассечение следующим образом: Торе принадлежит весь годовой круг. Письменная Тора была дарована в Шавуот, была дарована явно, и для всего мира. Между тем возобновление ее чтения - внутреннее дело Израиля, связанное с устным преданием. Таким образом, период от Шавуота до Шмини Ацерет соответствует Письменной Торе, а период от Шмини Ацерет до Шавуота - Устной.

Согласно соотношению (следующего к предшествующему) чисел Фибоначчи: 3 к 2; 5 к 3; 8 к 5; 13 к 8; 21 к 13; и т.д., каждый следующий шаг все более приближается к золотой пропорции.

Таким образом, первым приближением к "Золотой пропорции" (в целых числах) является соотношение 6 к 4 (большее к меньшему) и 10 к 6 (целое к большему). Все, что "точнее" этого приближения (0.600 к 0.400) - относится к чудесной пропорции (0.618… - к 0.382...)

От "Тиша бе-Ав" до Пурима проходит 214 дней. Это соответствует соотношению 0.6045 (214/354) к 0.3955 (140/354). Таким образом деление еврейского года на два неравных отрезка - от 15 адара до 9 ава (140) и от 9 ава до 15 адара (214) также правомочно считать "золотым".

Но какой смысл может иметься в этом разделении?

Ответ, как мне кажется, может заключаться в следующем размышлении Виктора Франкла: "Если мы хотим определить отношение человеческого к божественному, то есть к сверхчеловеческому измерению, то напрашивался сравнение с золотым сечением. Как известно, в нем меньшая часть относится к большей так же, как большая часть относится к целому. Не подобно ли этому отношение животного к человеку и человека к Богу? Как известно, у животного есть лишь среда, в то время как человек "обладает миром". Однако мир человека относится к сверхмиру так же, как среда обитания животного относится к миру человека. И это означает, что подобно тому, как животное, находясь в своей среде, не в состоянии понять человека и его мир, так и человек не может иметь представление о сверхмире.

Возьмем для примера обезьяну, которой делается болезненная инъекция с целью получения сыворотки. Может ли обезьяна понять, почему ей приходится страдать? Исходя из своей среды, она не в состоянии понять соображения человека, подвергающего ее своим экспериментам. Ей недоступен мир человека, она не может выйти в это измерение. Не следует ли нам предположить, что в еще более высоком измерении есть еще один непостижимый для человека мир, в котором только и приобретают смысл - сверхсмысл - его страдания?"

Разделение годового круга 15-ым адара и 9-ым аба в пропорции золотого сечения является, быть может, знаком прорыва в наш мир того "высоко мира", в котором постигается сверх-смысл страдания.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке