Предварительные итоги ("Трума")
Фото: Shutterstock.com
Предварительные итоги ("Трума")

Сопряженные праздники 

В недельной главе "Трума" дается заповедь строительства Мишкана: "И пусть сделают они Мне святилище, и буду обитать в среде их. Все, как Я показываю тебе, образец скинии и образец всех сосудов ее, так и сделайте" (25:1-9). 

Согласно мидрашу Танхума, предписание построить святилище было дано Моше не в первое его пребывание на горе Синай, а во второе, точнее, в Йом-Кипур, в тот день, когда Израилю был прощен грех золотого тельца. 

Таким образом, заповедь строительства Мишкана, призванного искупать грехи народа Израиля, была дана в день Искупления, в день, в который Первосвященник единственный раз в году входил в Святая святых. 

В тот день бросался жребий о двух козлах: "И положит Аарон на обоих козлов жребий: жребий один для Господа, а жребий другой - к Азазелу" (16:7-10). 

Этот жребий ("гораль"), бросавшийся Первосвященником, принято сопоставлять с другим жребием ("пуром"), который бросал Аман. Соответственно, принято сопоставлять также и сами эти праздники - Пурим и Йом-Кипур. Йом-Кипур, день искупления, можно прочитать как Йом Ки-Пур - День Как Пур. 

"Йом-Кипур похож на Пурим, - пишет р.Соловейчик. - Ведь и тот и другой включают в себя жребий. Навязчивое вторжение неизвестного и иррационального неотрывно от экзистенциальных условий существования человека, и именно эта его слабость делает его объектом сострадания и прощения Господом в Йом-Кипур.... Два ритуальных козла были абсолютно одинаковыми, и судьбы их были совершенно противоположными по прихоти случая, который никак от них не зависел. Тем самым подразумевается, что тайна искупления скрывается в ритуальном бросании жребия". 

Переживания сынов Израиля в Йом-Кипур, таким образом, схожи с их переживаниями в канун Пурима, в канун решения их судьбы, нераспознаваемой никаким пророчеством. 

Оба эти праздника, на что мне отдельно хотелось бы обратить здесь внимание, отмечены еще одним сходством - оба они сопровождаются постом. Пост Йом-Кипура предписан самой Торой. В этот день - в "день искупления, священное собрание да будет у вас; и смиряйте души ваши (постом)" (23:27). 

"Пост Эстер" начинается накануне Пурима в память о трехдневном посте, проведенном в Шушане на Песах: "И сказала Эстер в ответ Мордехаю: Иди, собери всех иудеев, находящихся в Шушане, и поститесь ради меня: не ешьте и не пейте три дня - ни ночью, ни днем; и я со служанками моими (тоже) буду также поститься, а потом пойду к царю" (4:15). 

Йом-Кипур - это великий праздник, но праздник, сопровождающийся не сытной трапезой, а сухой голодовкой. Почему? Пост является сотрудником искупительной жертвы. Талмуд признает воздержание от пищи эквивалентом жертвоприношения, ее заменителем, как сказано: "Да будет потеря жира и крови моей, как будто я совершил пред Тобою жертвоприношение" (Брахот 17а). Поэтому в День Искупления было бы даже странно и самому человеку как-то в этом деле не поучаствовать. 

Часто говорят, что в еще большей мере, чем еврейский народ хранил субботу, суббота хранила еврейский народ. Йом-Кипур назван Торой "субботой суббот" ("шабат шабатон"). Кто знает, может быть именно строгая всенародная приверженность посту этого дня сыграла решающую роль в том, что Израиль не только выжил, но и вернулся на карту? 

И кто знает, что было бы с нами, если бы Эстер, Мордехай и все евреи Шушана не вспоминали бы об Исходе из Египта за не накрытым столом? 

В силу поста?

Чуть больше года назад, когда в Израиле свирепствовал арабский "террор одиночек", а Шабак (к черту дедукцию!) пытал по указу Кабинета еврейских подростков, пытаясь распутать дело о поджоге в деревне Дума, в социальных сетях стал распространяться призыв к проведению общественного поста. 

Несколько неизвестных мне раввинов через сайт www.hatzom.com. (ныне неактивный) предложили провести трехдневный пост. Они обещали объявить его, как только число откликнувшихся достигнет 100 тысяч. Между тем, задолго до достижения указанной отметки было объявлено, что пост будет приурочен к Пуриму (к тому моменту на сайте отметилось 20 тысяч участников). Пост начался в воскресенье 20 марта за 20 минут до захода солнца, и продолжился вплоть до завершения чтения свитка Эстер в среду вечером 23 марта. Тем самым всенародный пост царицы Эстер направлялся в русло поста двадцати тысяч, каждый из которых самостоятельно определял меру своего участия: кто-то постился только в дневное время, кто-то голодал все трое суток. 

Чего хотели достичь организаторы? Их тревожило сочетание внешней исламской угрозы с отсутствием еврейского внутреннего единства. 

Я бы не сказал, что проблема единства Израиля с момента подписания филькиной грамоты в Осло усугубилась. Скорее наоборот. Не сказал бы я и то, что как-то усилилась угроза внешняя. Впервые за долгие десятилетия исламский мир переключился с проблемы "сионистского образования" на выяснение отношений в собственном лагере. 

Тревога скорее была обусловлена изменениями в глобальной обстановке. Мир менялся в не лучшую сторону: беженцы штурмовали Европу, приближая полную ее исламизацию; демократы уверенно пробивались в Белый Дом на очередную каденцию. Через десятилетие-другое Израиль рисковал оказаться один на один даже не с Еврабией, а с мировым халифатом. 

Поэтому так обрадовало меня и удивило опубликованное в то же время на сайте "evrey.com" обращение одного русского человека, который четче сформулировал задачу: "Ислам уже захватил Европу, и европейцы боятся даже пикнуть что-то против арабов, даже преступников арабов! Все как под гипнозом не могут призвать арабов уважать законы, так как это уже расизм! Да, понятно, так и надо европейцам за фашизм, но начинается уже исламо-фашизм, и, поверьте, первая жертва это - простые евреи! У меня предложение, давайте все евреи молиться, и верующие и неверующие. Да, такой флешмоб! Как во времена Эстер! Если все евреи синхронно будут поститься и молиться, то Всевышний остановит катастрофу и спасет и евреев, и тех, кто ненавидит мракобесие Ислама!" 

Не знаю кто как, но я не ел три дня (хотя и пил воду со второго) прежде всего именно ради этой цели. И ведь сработало! 

Первое время все казалось напрасным. В начавшихся как раз в ту пору праймериз уверенно лидировал Трамп, оттесняя "перспективных" республиканских кандидатов. 4 мая он одержал убедительную победу в штате Индиана, после чего Тед Круз и Джон Кейсик вышли из предвыборной гонки. 

Оставалась слабая надежда на то, что заведомо проигрышного кандидата завалит Партия. Но 26 мая, оставшись единственным кандидатом, Трамп набрал в свою поддержку 1238 голосов делегатов, при том, что 1237 голосов были необходимы для его автоматического выдвижения в кандидаты на пост президента. 

В тот момент это казалось еще одним роковым шагом мирового сообщества на пути к пропасти, казалось, что не туда падал жребий. 

Но вдруг через месяц, 23 июня, вопреки всем прогнозам, английский народ отважился скинуть с себя иго брюссельской бюрократии и вернуть всю полноту власти собственному парламенту! 

Еще через месяц, на проходившем с 18 по 21 июля съезде Республиканской партии, из ее программы по вопросу Ближнего востока был удален пункт создания "двух государств для двух народов", а Дональд Трамп был объявлен официальным кандидатом. 

После его победы на выборах тема "палестинского государства" с повестки дня, правда, так и не сошла, но по меньшей мере стала подвергаться сомнению. 

Да и в глобальном плане, похоже, что-то дрогнуло. Не знаю, удастся ли "лучшему Президенту, которого когда-либо создавал Бог" за одну каденцию поставить на место ислам, осушить болото политкорректности и остановить энтропийный рост глобализации, но взялся он за дело решительно. 

Может быть, каждый пост царицы Эстер посвящать не только былому, но и текущему моменту?

Автор: Арье Барац
Источник: Понять иудаизм
counter
Comments system Cackle