Zahav.МненияZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+17+13
Иерусалим
+13+9

Мнения

А
А

А если бы Сергей Брин никуда не уехал?

Самая немногочисленная и самая неисследованная группа эмигрантов из СССР - это люди, которые после отъезда достигли поразительных успехов. Правда, большая часть людей в этой группе относится ко второму или полуторному поколению.

21.02.2017
Источник:Релевант
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Самая немногочисленная и самая неисследованная группа эмигрантов из СССР - это люди, которые после отъезда достигли поразительных успехов. Правда, большая часть людей в этой группе относится ко второму или полуторному поколению. Им удалось реализовать амбиции родителей, которые говорили, что "едут ради детей". Разработчик Google Сергей Брин - был вывезен родителями из Москвы в возрасте 5 лет

Известный своей "правдивостью" и креативным воображением Исраэль Шамир опубликовал на страницах Russia Today, СМИ – известного особой "адекватностью" и "объективностью", статью о Трампе и иммиграционной проблеме. Большая часть статьи - обычная московская пропагандистская риторика. Вроде утверждения, что последователи Джорджа Сороса готовят Трампу "майдан" похлеще киевского…

Но я обратил внимание на один тезис: "Если бы президент Трамп решил прекратить прием мигрантов из России, русские бы только порадовались. А еще больше они бы обрадовались, если бы такое решение было принято американцами 20 лет назад. Тогда Google оставался бы чисто русской разработкой" - пишет Исраэль Шамир.

Это достаточно часто повторяемый аргумент. Но… считаете ли вы, что если бы Америка не приняла бы семью Сергея Брина, то Google оставался бы чисто русской разработкой? Я думаю, что если бы Брину даже позволили бы создать что-то похожее на Google в России, то он бы точно не стал мировым феноменом, которым является сегодня главный поисковик планеты.

Все мигранты (репатрианты, иммигранты, эмигранты, беженцы и т.д), покинувшие рухнувший СССР, могут быть условно разделены на три группы. Первая группа: пострадавшие в статусе. Об этом более всего любят говорить, заламывая руки. Это профессора, которые стали дворниками, инженеры, искусствоведы, работающие на расфасовке товаров в супере, литературные критики, которые работают ночными сторожами. Что говорить, принимающие общества далеко не всегда могут оценить потенциал, который свалился им на голову. А специалист по исследованию Вечной мерзлоты далеко не всегда находил себе применение в Израиле.

Вторая группа самая большая. Это люди, которые смогли трудоустроиться по специальности или переквалифицировались, но заняли в принимающем социуме место, приблизительно похожее на то, что они занимали в СССР.

Есть и третья группа. Самая немногочисленная и самая неисследованная. Это люди, которые после отъезда из СССР достигли поразительных успехов. Правда, большая часть людей в этой группе относится ко второму или полуторному поколению. Им удалось реализовать амбиции родителей, которые говорили, что "едут ради детей". Тот же разработчик Google Сергей Брин - был вывезен родителями из Москвы в возрасте 5 лет.

Хотя есть и успешные люди среди тех, что выехали взрослыми. Успех многих эмигрантов из бывшего СССР на Западе во многом был предсказан рассказом о Пончике в книжке "Незнайка на Луне". Это фактически вставная новелла - история, о Пончике, который прилетел с Незнайкой на Луну. Пончик поначалу остается в ракете, потом съедает весь запас пищи на двадцать человек на два месяца – такой маленький Гаргантюа. Этот лентяй и обжора попадает в капиталистическое окружение, и вдруг в нем просыпаются какие-то невероятные силы. Пончик на берегу моря находит соль и набирает ее в кармашек. Потом он, нищий как всякий мигрант из социалистического рая, не имея денег, подрабатывает колкой дров. Ему предлагают гречневую кашу в качестве платы. Каша оказывается несоленой. Он из кармана достает щепотку соли и присаливает кашу. Все заинтересовались. Оказывается, на Луне нет соли. Тогда Пончик с невероятной хваткой разворачивает бурную деятельность. Сначала он таскает эту соль мешками и ее продает. Потом открывает солеварню, потом еще одну, нанимает людей. То есть, это, на самом деле, история Рокфеллера. Он строит виллу, становится богат. Мощные корпорации его начинают выжимать с рынка, он разоряется. И, несмотря на то, что Пончик терпит поражение, мы видим удивительное пробуждение лентяя в среде, где он может себя проявить. И он проявляет те свои качества, которые в родном городе воспринимаются только как негативные и ни к чему хорошему привести не могут.

У книг Носова был идеологический заказ, направленный против всего некоммунистического. И был реальный художественный результат - сатира против всего, что чересчур правильное. Так получилось просто потому, что Носов был хорошим писателем. Книгу Носова "Незнайка на Луне" можно рассматривать как типичный антиамериканский памфлет. Но вообще-то, это скорее неприятие правил и норм остального мира, который так далек от маленьких человечков… Будто находится на Луне.

В других книгах трилогии на Незнайку именно потому часто сердятся за то, что он ведет себя "не по-нашему" - вводит чуждые нормы, подвержен "не нашим" веяниям. Незнайка - стиляга, симпатичный охламон, неформал и нонконформист, подверженный "чуждым влияниям". Когда Незнайка берется играть на трубе, у него выходит что-то вроде чуждого джаза, когда берется за кисть, к его картинам предъявляются претензии, очень похожие на те, которые предъявлял Никита Сергеевич Хрущев к изобразительному искусству ХХ века. Когда он начинает сочинять стихи, перед нами поэт-формалист, опять-таки нонконформистский и чуждый "нашей передовой" действительности. Он оригинален, поскольку нестандартен.

Запад стал для многих мигрантов именно таким "неправильным" обществом, где могли быть востребованы их "неправильные" свойства, осуждаемые в обществе, где они выросли.

Более того, в ситуации после распада СССР, даже на самом постсоветском пространстве, которое вдруг оказалось мигрантским, территорией людей, от которых "уехала страна", часто успех зависел именно от наличия "неправильных" черт, востребованных в нестандартной ситуации. Можно много говорить о криминальных путях, коими приобретались огромные состояния в "лихие 90-е", но, наверное, никто не будет спорить, что если бы СССР продолжил свое существование, Березовский так бы и остался завлабом, а Михаил Черный полулегальным цеховиком.

Люди - далеко не всегда равны самим себе. У Голды Меир не замечали никакой особой харизмы, когда она работала учительницей начальных классов в Милуоки. Стив Джобс не стал бы основателем Apple, если бы отец решил вырастить его в Сирии. А занятие альтернативной историей - дело очень неблагодарное.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке