Отстоять Иудею и Самарию можно и без немедленной аннексии
Фото: Reuters
Отстоять Иудею и Самарию можно и без немедленной аннексии

Для укрепления нашего положения в Иудее и Самарии не обязательно идти на драматические и резкие шаги, провоцирующие бурное сопротивление. Вот несколько ключевых процессов, которые Израиль мог бы инициировать при Трампе, чтобы улучшить свои позиции на родной земле. 

Вопреки ожиданиям части правых кругов, похоже, что премьер-министр Нетаниягу и президент Трамп не намерены в ближайшие годы инициировать радикальные изменения, предпочитая вместо этого поддерживать стабильную ситуацию. Эту позицию можно понять. 

В основном такая политика идет на пользу Израилю. Стабильность позволяет еврейскому государству развивать экономику, становиться сильнее в военном отношении и укреплять политический статус, используя, таким образом, это время в своих интересах так, чтобы в будущем иметь возможность добиться изменений с позиции силы. Но помимо этого, в том, что касается укрепления нашего положения в Иудее и Самарии, есть множество политических мер, которые могут быть осуществлены, не вызывая большого шума и не разрушая основные рамки стабильности. 

Вот, например, четыре достаточно умеренных и сдержанных процесса, позволяющих к концу имеющихся у нас четырех или даже восьми "добрых лет", сделать позиции Израиля в Иудее и Самарии сильнее, чем когда-либо. 

1. Увеличить число еврейских жителей 

Даже не выходя за рамки того, что сформулировала администрация Трампа около двух недель назад, можно практически неограниченно увеличить число жителей в уже существующих поселениях. 

"В то время как мы не верим, что наличие поселений препятствует миру, - было сказано тогда в заявлении Белого дома, - создание новых поселений или расширение уже существующих за пределами своих нынешних границ, может не помочь в попытке достижения этой цели". 

Другими словами, внутри существующих поселков можно строить сколько угодно, даже в тех, что находятся вне крупных поселенческих блоков. 

Под эгидой такого определения, города Иудеи и Самарии смогут расцвести, а маленькие поселения увеличиться. Таким образом, израильское присутствие в районе многократно возрастет. По данным источников в руководстве поселений Иудеи и Самарии в рамках уже существующих сегодня планов строительства можно в ближайшие годы построить еще около 30 тысяч единиц жилья, что позволит увеличить на 150 тысяч количество евреев, проживающих в регионе. И это, не считая восточных кварталов Иерусалима. Таким образом, есть потенциал для увеличения нынешнего населения как минимум на треть, и его реализация стала бы замечательным достижением. 

2. Вернуть власть закона 

 Если не растет территория еврейских поселений, очевидно, необходимо следить за тем, чтобы в этих районах - в зоне "С" арабы также не захватывали пустые территории, расширяя свои деревни, и прокладывая незаконные дороги. Сегодня в зоне "С" арабы ведут массированное целенаправленное незаконное строительство, координируемое Палестинской администрацией и, по крайней мере, частично финансируемое иностранными гуманитарными организациями, а также Евросоюзом. 

По данным организации "Регавим", в зоне "С" существует не меньше 35 тысяч незаконных арабских строений, но гражданская администрация не торопится обеспечить соблюдение закона. 

Лишь в отношении трети построек были открыты дела, и только несколько сотен были разрушены. При том, что в подавляющем большинстве - это все временные строения: палатки, тенты и т.д. Речь идет об очевидной стратегии Палестинской автономии "ползучего захвата" территорий, с которым Израиль не должен мириться. 

Необходимо срочно встряхнуть чиновников гражданской администрации, заставить их эффективно пресечь незаконное строительство в районах зоны "С" и, таким образом, сохранить пустые территории под полным израильским контролем. 

3. Сократить влияние международных организаций 

Международное сообщество и институты ООН, активно участвуют в том, что происходит сегодня в Иудее и Самарии: начиная со всевозможных организаций гуманитарной помощи, через финансирование незаконного арабского строительства в зоне "С" и заканчивая политическими и пропагандистскими акциями различных групп от "Бецелем" до кампании антиизраильского бойкота (BDS) и всех, кто между ними. 

По данным министерства иностранных дел и гражданской администрации, представленных в отчете организации "Регавим", есть около 90 международных организаций, действующих в Иудее и Самарии. Среди них 11 агентств ООН, "Красный крест", 7 организаций иностранных правительств, 45 НГО и 23 дипломатических представительства различных стран. Многие из этих организаций, очевидно, преследуют политические цели, помогая в создании государства для палестинских арабов и подрывая суверенитет Израиля. 

Трамп также видит в этих структурах враждебную силу. Он уже много раз высказывал свою позицию в отношении ООН. Известно и его презрение к радикальным международным организациям. К слову, часть демонстраций против него в последние месяцы, по сути дела, были организованны теми же группами и финансировались из тех же источников, что стоят за подрывной деятельностью в Израиле. На совместной с Нетаниягу пресс-конференции, Трамп повторил свои обязательства в отношении упорной борьбы с BDS. 

Иными словами, новая администрация создает уникальную возможность, навести порядок во всем, что касается административного суверенитета Израиля в Иудее и Самарии, то есть, позволяет обратить вспять тенденцию "интернационализации конфликта", продвигаемую руководством автономии. 

4. Завершить процесс регистрации о землевладении в Иудее и Самарии 

Одна из основных причин возникновения правовых проблем у поселений в Иудее и Самарии, заключается в том, что процесс регистрации земельной собственности в этих районах не был завершен, а потому в большей их части права на земельную собственность так и не были определены однозначно и окончательно. 

Лишь около трети земель прошли регистрацию, в основном в Рамалле и ее окрестностях. В результате, поселки, основанные вдалеке от арабских деревень на скалистых склонах холмов, вдруг обнаруживают, что некие "владельцы" утверждают, будто бы речь идет о захваченных у них наделах. В отсутствие упорядоченной регистрации земли, любой может утверждать все, что угодно, и, как известно, двери Верховного суда для утверждений такого рода всегда открыты. 

Начало исторической процедуры урегулирования земель закроет лазейку для подобных претензий раз и навсегда. В конце концов, большая часть земли будет определена, как государственная, та же, в отношении прав на которую найдутся приемлемые юридические доказательства, будет зарегистрирована в земельном реестре как частная. Так будет снята юридическая угроза с еврейских поселков. 

Все четыре описанных выше процесса, главным образом зависят от административных решений различных правительственных учреждений, и не обусловлены законодательной или политической деятельностью высокого профиля. Некоторые из шагов очевидны, другие потребуют определенной координации с американской администрацией. 

Однако, в первую очередь, продвижение этих инициатив зависит от чиновников и представителей администрации. А потому требуют основательной "чистки конюшен" внутри госструктур, а также наличия сильной административной власти, способной сдвинуть телегу в нужном направлении. Это тяжелый труд, далекий от возможности делать громкие заявления и красоваться перед телекамерами, но только он способен по-настоящему улучшить стратегическое положение Израиля. 

Время правления Трампа обеспечивает Израилю жизненно важную возможность для укрепления, роста и развития. И именно перечисленные здесь меры, могли бы стать надлежащим использованием этой возможности. 

Акива Бигман, MIDA 

Перевод Александра Непомнящего

counter
Comments system Cackle