Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+41+20
Иерусалим
+36+16

Мнения

А
А

Посторонним вход воспрещен ("Бо")

"Откуда вы взяли название "Палестина", лжецы проклятые, когда Аллах уже назвал ее "Святой землей" и завещал ее детям Израиля до Судного дня. Не существует такого понятия в Коране, как "Палестина".

02.02.2017
רויטרס

Читайте также

Право на святость

В недельной главе "Бо" написаны слова, наполненные глубоким демократическим звучанием: "Закон один да будет и для коренного жителя и для пришельца, проживающего среди вас" (Шмот 12:50).

Не секрет, что не только в древности, но даже в относительно недавнем прошлом проживание на чужбине далеко не всегда сопровождалось полноценной натурализацией, что "пришельцы" часто оказывались дискриминируемой группой.

В еврейском народе, как мы видим, так не было никогда. В день своего рождения Израиль получил заповедь воспринимать пришельца таким же полноправным и полноценным членом общины, как и природного сына Авраама.

"Пришельцы" ("геры"), правда, существуют двух сортов: "гер цедек", принявший закон в полном объеме, и "гер тошав" - соблюдающий лишь семь заповедей сыновей Ноаха. "Гер тошав" полными гражданскими правами не обладает, он не может занимать положение во властных структурах и владеть землей, но ведь и современные демократии часто ограничиваются предоставлением лишь "вида на жительство", а в США пришелец (натурализовавшийся эмигрант) не может быть избран на главную государственную должность.

Что же касается землевладения, то вопрос этот также не однозначен. Святая Земля считается собственностью Бога, так что даже и евреи владеют ей лишь условно. При Йегошуа Бин Нуне земля Израиля была разделена на наследные уделы, которые в принципе не могли переходить из рук в руки. Если еврей покупал у кого-то землю, то в юбилейный год он обязан был ее вернуть наследному владельцу. Так что нет ничего странного, что (в отличие от "гер цедека") "гер тошав" на земельный рынок галахой не допускался.

Между тем законы эти, выглядящие столь "демократическими" в контексте древнего мироуклада, в современном обществе воспринимаются совершенно иначе. Галаха, готовая признать в мусульманине в лучшем случае "гер тошава", т.е. гражданина "второго сорта", не проходит экзамена на демократическую зрелость и отвергается прогрессивным человечеством.

Галахически подкрепленная попытка заявить о своих правах на Эрец Исраэль встречается в штыки, объявляется дискриминацией и нарушением фундаментальных прав "палестинцев", а так называемая "молодежь холмов" - сотня подростков, пытающихся жить в Иудее и Самарии по рамбановской "Мишне Тора" - выглядят еврейскими черносотенцами и осуждаются всеми слоями общества, включая поселенцев.

В пору окончательного решения судьбы Амоны в СМИ много говорили о законах оккупированных территорий (запрещающих распоряжаться землей гражданских лиц), и о законах аннексии этих территорий, предусматривающих предоставление гражданства всем их обитателям. Позиция галахи по этому вопросу выглядела чистой воды дискриминацией, и все апелляции к ней осуждались израильской общественностью на корню: ну, куда вы, в самом деле, со свиным рылом в калашный ряд? Человек вправе исповедовать свою религию, однако все же не в ущерб другим. Никакой религиозный закон не вправе отменять выстраданные человечеством универсальные демократические нормы, опирающиеся на рационально сформулированные "общечеловеческие ценности"!

Замечание в целом верное. Между тем же демократические принципы далеко не столь формальны, как это кажется на первый взгляд. Когда это требуется, демократии прекрасно умеют прислушиваться к всевозможным сакральным интересам, и в целом позволяют разрешать многие социальные головоломки, оставаясь в рамках правового поля.

"Территориальный спор"

Для начала отметим два положения. Во-первых, Тора является источником демократических свобод в той же мере, сколь и источником галахи, а во-вторых, галахическое неравенство между иудеями и инаковерующими имеет место только на территории Эрец Исраэль. За пределами Земли Израиля, где законы цивилизованных государств признаются законами Торы ("дина малхута дина"), демократические принципы по сути полностью совпадают с иудейскими. Ни в Америке, ни в России еврей не претендует считаться "гражданином первого сорта" сравнительно с туземцем. И в Австралии, и в Европе демократия более чем устраивает иудеев.

Как же быть с Эрец Исраэль? О чем думал Бог, с одной стороны провозглашая Человека высшей ценностью эмпирического мира, а всех людей равными между собой ("общечеловеческие ценности"), а с другой - избирая Израиль и поручая ему сотни специфических заповедей, исполнить которые можно только между Средиземным морем и рекой Иордан?

Представляет ли Он себе какое-то правовое решение этой дилеммы, или охваченный когнитивным диссонансом, лишь ждет подходящий момент, чтобы излить на человечество Свою ярость в войне Гога и Магога?

Я думаю, что некоторую подсказку к этому вопросу может дать сопоставление галахи с каноническим правом, сопоставление "ветхого завета" с "новым".

Основатель ордена редомптористов Альфонсо Лигуори писал: "Согласно древнему закону, евреи были народом, избранным Богом, в отличие от египтян. Согласно же новому закону, избранники Бога монахи, в противоположность светским людям".

Попробуем разобраться, как "новые" избранники относятся к "пришельцам", и как к этому их отношению относятся демократии. Кто знает, может быть статус "Святых обителей" в законодательстве демократических государствах подскажет нам, каким должен быть статус Святой земли в международном праве.

Монастыри задумывались как некие островки "святой земли". Монастырь - это не просто здание, а всегда достаточно обширный земельный надел, отгороженный от мира высокой каменной стеной, за которую не допускаются "пришельцы". В каждом монастыре действует свой устав, но общим для всех них является ключевой пункт - "Посторонним вход воспрещен". И ведь при этом никакие демократии не находят это предосудительным.

К примеру, в Картезианский монастырь Гранд-Шартрез (Франция) посетители не допускаются никогда и ни при каких обстоятельствах. Монастырь этот, правда, невелик. Он занимает всего полгектара. Но, например, существующий с 12 века и занимающий 18 гектар цистерцианский монастырь в Любенже (Польша) впервые стал открываться для посетителей только с 1996 года.

Монастырь Санта-Катарина, представляющий собой целый квартал (из шести улиц) города Арекипа (Чили) впервые открылся для туристов в 1970 году, и то не в собственно монашеской части. Это трудное решение было принято ради сбора средств на капитальный ремонт города-монастыря.

Некоторые монастыри владеют весьма обширными территориями. Так, Айнзидельнский бенедиктинский монастырь (Швейцария) имеет 1058 гектаров леса, раскинувшегося по обе стороны от австро-швейцарской границы. А цистерианскому монастырю в Цветле (Австрия) принадлежит 2 500 гектаров лесных угодий и 35 гектаров виноградников. Винные подвалы и сад открыты для посетителей, но сам монастырь лишь очень ограниченно.

Но особенно по своим размерам выделяется православный Афон, именуемый в системе административных районов Греции "Автономное монашеское государство Святой Горы". Это самоуправляемое сообщество 20 православных монастырей, в которых подвизаются более двух тысяч монахов. Афонский полуостров занимает около 60 км в длину и от 7 до 19 км в ширину. А ведь на всей этой территории действуют особые законы, признаваемые в качестве автономных демократической Грецией. Никто на этом полуострове не вправе купить себе земельный участок, никто не может пользоваться его многочисленными пляжами, и главное на полуострове вообще запрещено появляться женщинам. С западной стороны от въезда на полуостров феминистки вольны устраивать какие хотят пикеты, но на восток их никто не пропустит.

В этом перечне, разумеется, невозможно не упомянуть также и о Ватикане, который хотя и ютится всего на 44 гектарах, но при этом все же представляет собой суверенное государство.

В отличие от упомянутых "святых обителей", возникших по человеческому решению, а не по слову пророка, Святая земля выделена в качестве таковой самим Создателем. Причем выделена она в таком качестве именно евреям. Это признают не только иудеи, но и христиане, и даже мусульмане. Как пишет шейх Ахмад Адван (Иордания): "Аллах, слава Ему и хвала, написал в Торе, что это земля сынов Израилевых. Он завещал Святую Землю сынам Израилевым и называл эту землю этим именем (земля Израиля). Поэтому он заявляет в Священном Коране: "О мой народ! Войди в Святую землю, которую Аллах назначил вам, и не обратись назад с позором, потому что тогда будете вы уничтожены и разорены". (Коран 5:21).... Откуда вы взяли название "Палестина", лжецы проклятые, когда Аллах уже назвал ее "Святой землей" и завещал ее детям Израиля до Судного дня. Не существует такого понятия в Коране, как "Палестина". Ваши притязания на землю Израиля есть ложь, и представляют собой посягательство на Коран, на евреев и их земли. Поэтому вы ничего не добьетесь, и Аллах истощит вас и унизит, потому что Аллах является тем, кто будет защищать их (т.е. евреев)".

Человечество вполне может себе позволить соблюдение в пределах Святой земли тех "уставов", которые предусмотрел для нее Создатель, и при этом остаться и "прогрессивным", и "цивилизованным", и "демократическим".

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке