Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+41+20
Иерусалим
+36+16

Мнения

А
А

Примордиальная Ханука

Праздник Хануки, имеющий вроде бы четкую историческую основу, связанную с освобождением от греческой власти, обладает также и куда более глубокими, смысловыми «метаисторическими» корнями.

29.12.2016
ShutterStock

Читайте также

Зимний Солнцеворот

Существует агада, приведенная в трактате Авода Зара, согласно которой изгнанный первого тишрея (в дату, близкую к осеннему равноденствию) из Эдемского сада человек в какой-то момент вдруг заметил, что день укорачивается. Он впал в смятение, ибо воспринял это уменьшение дня предвестником той беспросветной ночи, которая и должна явиться осуществлением проклятья «смертью умрешь». Адам некоторое время пребывал в смятенных чувствах, но в какой-то момент стал держать пост, для того чтобы Всевышний отвел от него страшную кару вечного мрака.

Он не ел и не пил неделю , и вдруг на восьмой день поста неожиданно обнаружил, что день вновь стал прибывать. Иными словами, начался зимний солнцеворот. И тогда Адам устроил пир, который продолжался столько же дней, сколько длился пост – восемь!

В этой агаде действительно трудно не увидеть некий протосмысл праздника Хануки, праздника обновления Храма и о дновременно обновления Света.

Таким образом, праздник Хануки, имеющий вроде бы четкую историческую основу, связанную с освобождением от греческой власти, обладает также и куда более глубокими, смысловыми «метаисторическими» корнями.

Более того, сам истор ический контекст также выглядит подчиненным этому смыслу. Ведь если Израиль соответствует свету («будешь светом для всех народов»), то Греция… мраку.

Эта трактовка, согласно которой просвещенный эллинизм, соответствует тьме, мидраш возводит к словам Торы: «Земля же была пуста и хаотична, и тьма над бездною; и дух Божий витал над водою».(1:1)

Эти образы соответствуют четырем галутам: пустота соответствует Вавилону, хаос – Персии, тьма - Греции и бездна – Эдому.

Поначалу отождествление Греции с мраком може т показаться полным вздором, типичным «религиозным мракобесием». Из Греции явилась философия, наука, наконец, демократия, зарекомендовавшая себя как наименьшее зло из всех мыслимых форм правления. Как же можно ассоциировать Грецию с тьмою?

Между тем свет без тьмы сам оборачивается тьмою! Мы видим свет только в том случае, если он натыкается на препятствия, рассеивается, отражается, то есть «затемняется». Небо над космическим кораблем, вырвавшимся за пределы атмосферы, черно даже днем, т.е. когда солнце в зените. Лишенное атмосферы лунное небо одинаково черно и когда солнце за горизонтом, и когда оно над ним. Тьма – это такое другое света, которое вообще делает его возможным.

Тьма, безусловно, должна знать свое место, но и свет должен его знать. Отношения между ними и были выяснены в зимнюю пору 3595 года от сотворения мира (165 до н.э.), когда освободившие Иерусалимский Храм Маккавеи восстановили в нем служение.

Итак, победа Света над Тьмою не случайно исторически связалась с победой Израиля над Грецией.

Любопытно при этом, что «Маккавейские книги» , подробно описывающие историю этой войны, сохранились на греческом языке и были включены греками в состав Библии! На иврите эти книги не сохранились и появились в обратном переводе лишь тысячу лет спустя.

Более того, только Греция, хотя и не в такой мере, как и Израиль, но все же сумела пережить себя, сумела хоть в чем-то возродиться в истории. Я имею в виду не только философию, которая также никогда не забывалась людьми, как евреями никогда не забывалась Тора. Имеется еще одна любопытная параллель.

Сионизм поражает воображение. Идея возрождения государственности после двухтысячелетнего перерыва видится беспрецедентной. Но тогда с тем большим основанием следует оценить возрождение Олимпийских игр, также прервавшихся на полтора тысячелетия!

Действительно, спортивные игры проводились с 776 до н. э. по 394 н. э. (всего было проведено 293 Олимпиады), в Олимпии, считавшейся у греков священным местом.

Современные Олимпийские игры были возрождены историком Пьером де К убертеном. Первая Олимпиада была проведена с 6 по 15 апреля 1896 года. В соревнованиях приняли участие 240 спортсменов из 14 стран. Через год, с 29 по 31 августа 1897года прошел Первый сионистский конгресс, на котором присутствовало 204 делегата из еврейских общин 17 стран.

Редкий фестиваль

Интересно, отметить и другое, а именно, что в Западном мире, мире базирующемся, по его собственному представлению на трех столпах: греческой мудрости, римском праве и еврейском откровении, так или иначе воспроизвелась приведенная талмудическая история о восьмидневном фестивале устроенном Первым человеком после солнцеворота.

Не секрет, что праздник Рождества, учре жденный в IV веке н.э., был привязан к зимнему солнцевороту, был призван вытеснить продолжавшиеся в ту пору празднования возрождения солнца. Действительно, помимо сатурналий, начинавшихся несколько заблаговременно - 17 декабря, 25 декабря римлянами праздновался отдельный праздник -Dies Natalis Solis Invicti - «День рождения непобедимого солнца».

Между тем совершенно случайно, этот праздник, отмечавшийся с незапамятных времен, в какой-то момент, а именно в 46 году до н.э. связался с Новым годом.

В том году Юлий Цезарь ввел свою знаменитую календарную реформу, оказавшуюся (после внесения некоторых уточнений произведенных в 1582 году), общемировой.

В основу этого календаря легли расчеты александрийского астронома Созигена, которые впечатлили Юлия Цезаря и он решил реформировать традиционный Римский (лунно-солнечный) календарь. Однако при этом Юлий Цезарь ввел и новый отсчет новолетий – 1 января.

До этого римляне праздновали новолетие 1-го марта, факт сохранившийся в названиях месяцев, в частности «октябрь» восходит к числу «восемь» (а не десять), «ноябрь» - «девять» (а не один надцать), а «декабрь» к числу «десять», а не двенадцати).

Причины такого переноса точно не известны. Позднее сам Цезарь объявил, что 1 января - это день основания Рима. Но в любом случае ясно, что никакими религиозными соображениями при переносе даты Цезарь не руководствовался.

Так оказ алось, что два никак не связанных между собой, но крупных праздника - «День рождения непобедимого солнца» и Новый год, оказались отстоящими друг от друга на восемь дней.

После того как в IV веке на День Солнца, с целью его вытеснения был перенесен праздник рождения Иисуса из Назарета, то 1 января стал отмечается церковью, как день его обрезания. Таким образом, Западня цивилизация невольно втянулась в тот, связанный с солнцеворотом, восьмидневный праздничный фестиваль, который впервые совершил праотец Адам.

И порой, как в нынешнем году, когда первый день Хануки приходится на 25 декабря, а последний соответственно на 1 января – это особенно заметно.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке