"Реквием по американской мечте"
Фото: Getty Images
"Реквием по американской мечте"

Ноам Хомский - великий американский лингвист. Если бы давали Нобелевскую премию по лингвистике, он бы несомненно ее получил. Но, словами Некрасова, "все, что мог, он уже совершил". Это в сфере науки. Дальше у поэта идет такая строка: "и духовно навеки почил". Но Хомский духовно не почил. Вот уже несколько десятилетий он занимается социальными и политическими вопросами, отдавая им свою неугасшую еврейскую пассионарность и могучий интеллект. На чем же он концентрируется? В частности, это можно выяснить из фильма "Реквием по американской мечте". Фактически это не столько фильм, сколько лекция Хомского. Я буду говорить не только о ней, но о Хомском вообще, ведь за двадцать с чем-то лет жизни в Америке я не раз видел его выступления по ТВ, а однажды был на встрече с ним в Нью-Йоркском университете.

Хомский борется с несправедливостью мира: имущественной, расовой, гендерной, юридической, всяческой. Где только завидит несправедливость, там с ней и борется. Зоркий человек змеиного ума, он смотрит далеко и, наверное, видит несправедливости повсюду, во всех уголках земли. Но поскольку живет он в США, то американские несправедливости он видит яснее и подробнее всех остальных и с ними сильнее всего и борется. В голове у Хомского точные весы, и благодаря этому его чувство справедливости безукоризненно. Или, что почти то же самое, у него безукоризненное чувство симметрии. Стоит властям США сказать, что в такой-то стране нарушают права человека, Хомский тут же извлекает из своей необъятной памяти случай, когда США нарушили точно те же самые права. Причем изощренная логика ученого позволяет ему доказать, что нарушение прав, допущенное США, было куда хуже и грубее, чем то, в котором они сейчас обвиняют кого-то. 

Республиканцы и даже не очень крайние демократы упрекают Хомского в том, что он левак, социалист, экстремист и антипатриот. Он терпеливо отвечает: "Не вешайте на меня ярлыков. Я не политик, я просто люблю справедливость. И уверяю вас, я люблю Америку не меньше, чем вы. Это замечательная страна. Но мне больно видеть, как она теряет свою замечательность, поэтому я ее критикую".

А видит Хомский, как в США размывается демократия, потому что власть все более фокусируется в руках одного процента безмерно богатых, которые устраивают так, чтобы все было по-ихнему. Для этого они проводят законы, позволяющие обирать 99% бедных.

Лекция Хомского в фильме называется "Принципы концентрации власти". Принцип №1: "Сокращай демократию". №2: "Формируй идеологию". №3: "Перестраивай экономику". Всего 10 четких принципов, которыми сильные мира сего, независимо от того, демократы они или республиканцы, руководствуются, чтобы подгребать денежные потоки под себя.

Стихийный бунтарь, каким я являюсь в глубине души, и почти бедняк, каким являюсь по состоянию банковского счета, побуждают меня видеть положение дел почти глазами Хомского. Но - только почти. Остается все-таки неприятный осадок, некое чувство: что-то не так старик чешет, что-то у него не вяжется. 

Причем он не врет, не врет. Хомский кто угодно, но не демагог. И я верю, что он вполне искренен, когда уверяет нас в своем патриотизме. Так в чем же дело? Я думаю, что Хомский стал заложником своей жажды идеальной справедливости. В этом смысле он яркое воплощение современного либерализма. Можно было бы на его лекцию ответить встречной лекцией: "Хомский как модель кризиса современного либерализма". Ведь смотрите: все, за что боролись либералы, было до поры до времени правильно и хорошо: гражданские свободы, антирасизм, антисексизм, антишовинизм... Но любое благое намерение, доведенное до предела, превращается в абсурд и ведет известно куда. Гражданские свободы превратились в популистское потакание диким капризам малограмотных людей, которых по инерции называют меньшинствами, хотя надо уже называть большинствами или большевиками. Антирасизм выродился в то, что mass media сейчас серьезно обсуждают, был ли прав отказавшийся встать при исполнении национального гимна чернокожий футболист, до которого однажды утром дошло, что в третьей строфе гимна содержатся скрытые расистские намеки. Антишовинизм превратился в упорный отказ Обамы признать, что исламисты ведут против Америки войну, и соответствующим образом на их действия реагировать.

Но вернемся к Хомскому. Типичный еврейский либерал типа Берни Сандерса, но еще покруче, он с начала 60-х боролся за то, чтобы Америка стала лучше, добрее, справедливее - и долгое время был прав, прав, прав. Вместе со своими единомышленниками он многого добился. Но потом лозунгами борьбы за справедливость воспользовались в своих корыстных целях демагоги, манипуляторы и популисты (наиболее отъявленными из которых я лично считаю чету Клинтонов), они перехватили штурвал корабля справедливости и превратили его в корабль дураков. Мир изменился, по Манхэттену проходят ликующие парады транссексуалов, а тем временем бедные угнетенные мусульмане, овладевшие кулинарным мастерством выпечки бомб в скороварках, подкладывают их в мусорные ящики вдоль Пятой авеню.

Черчилль сказал: "Кто в молодости не был либералом, у того нет сердца, кто в зрелости не стал консерватором - у того нет ума". Хомскому, слава богу, 88 лет, и это человек огромного ума: неужели он не понимает, что идеального мира нет и не предвидится, и значит, приходится выбирать не между совершенным и несовершенным, а между несовершенным и уродливым? 

Неужели Хомский не понимает, что идеального мира нет, и значит, приходится выбирать не между совершенным и несовершенным, а между несовершенным и уродливым? 

Неужели не ощутил, что пора ну хоть немного изменить курс, что с некоторых пор он стал играть на руку Бен Ладену, Путину, всяким "черным пантерам" и объективно превратился в заклятого антиамериканца?

Будете смотреть фильм, обратите внимание на глаза Хомского. У него очень усталые, печальные глаза. Такие бывают у заложников. Ноам Хомский давным-давно сидит в зиндане своего навязчивого чувства симметрии.

 

counter
Комментарии