Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Мнения

А
А

О левых, правых и свободе слова

Борьба с "подстрекательством" вообще и с "подстрекательством к расизму" в частности в Израиле – это улица с односторонним движением имени Джорджа Оруэлла.

21.12.2016
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Скандал в академии «Бецалель», где после появления на стенах художественного учебного заведения постеров с портретом премьер-министра Нетаниягу, петлей для повешения и красноречивой надписью “rope” полиция начала уголовное расследование, вновь поднял на повестку дня израильского общества вопрос о свободе слова. Студенты академии организовали уже коллективные протесты, украсив историческую школу искусств и дизайна постерами премьер-министра в голом виде, видимо, думая, что поступают крайне дерзко. Министр культуры Мири Регев, которая всегда хватается за самую тяжелую риторическую кувалду, предложила заморозить бюджет «Бецалель», пока там не будет наведен идеологический порядок.

Более трезвое обсуждение проблемы следует начать с признания того факта, что никакой «свободы слова» - конституционно гарантированного права говорить, писать и творить все, что тебе заблагорассудится – в Израиле нет и никогда не было. Даже в буйные времена «правовой революции» начала девяностых годов прошлого века, когда Кнессет принял самые разные и интересные Основные законы, а Верховный суд с Аароном Бараком во главе тут же принялся их еще более интересно толковать, до принятия основного закона о свободе слова дело почему-то не дошло и больше к этой теме не возвращались. Вместо этого принцип свободы слова в Израиле опирается на прецедентные решения Высшего Суда Справедливости.

Чтобы понять, почему так происходит, достаточно взглянуть на тех, чью свободу слова в нашей стране пытались за последние два десятилетия ограничить. На первом месте в этом списке будет, конечно же, Татьяна Соскина, которую за карикатуру на основателя ислама «Мухаммад – свинья» отправили в тюрьму. Затем можно будет вспомнить бывшего редактора газеты «Вести» Сергея Подражанского, которого юридический советник правительства (ныне Верховный судья) Менахем Мазуз пытался отправить в тюрьму за публикацию сатирического фельетона в стихах, не понравившегося арабским «правозащитникам». Не так давно под следствием оказались авторы спорного галахического исследования «Торат ха-Мелех» - за исследование правил убийства неевреев на войне, раввин Цфата Шломо Элиягу – за призыв после теракта в ешиве «Мерказ ха-Рав» не предоставлять палестинцам работу в учебных заведениях, участники «подстрекательской свадьбы» - за использование портрета палестинского ребенка, погибшего при поджоге в деревне Дума... Кажется, понятно.

Те, кто захотят поправить автора, поспешат тут указать на такие случаи, как арест и предание суду лидера исламского движения Раеда Салаха, расследование по делу арабского блоггера Анаса Абу Дабаса, опубликовавшего пост в Фэйсбуке и т.д. Тем не менее, угроза свободе слова израильских правых, вне сомнения, куда больше, чем угроза свободе слова противоположного лагеря. Борьба с «подстрекательством» вообще и с «подстрекательством к расизму» в частности в Израиле – это улица с односторонним движением имени Джорджа Оруэлла.

К сожалению, израильские правые во всем, что касается защиты свободы слова, ничем от левых не отличаются – их интересует не универсальная свобода, а стремление отыграться. Когда задаешь правым вопрос, почему они не используют свое большинство для того, чтобы закрепить наше право на выражение своих мыслей раз и навсегда, в качестве объяснения приводится либо опасность арабского подстрекательства, либо желание защитить Тору и религиозные ценности. Обе эти причины свидетельствуют о близорукости – подстрекательство на арабском языке имеет сегодня такие масштабы и так технологически диверсифицировано, что борьба с ним идет крайне спорадически, и изменение правового статуса свободы слова никак на это не повлияет. Что же до попыток защитить от «надругательств» иудаизм – охранительные тенденции не помогли ни одной другой религии, а вот в свободном противостоянии идей, как, скажем, в США, религия справляется совсем неплохо.

Вместо того, чтобы поломать сковывающую нас цепь разного рода законов о борьбе с «подстрекательством» и заменить их четкими критериями, в рамках которых будет караться лишь конкретный призыв к насилию, наши правые предпочитают требовать равного применения репрессий. Разумеется, постер с петлей на шее Нетаниягу – это возмутительное подстрекательство, лишь один из примеров дегуманизации и оправдания насилия против премьер-министра, которыми любит побаловаться наша творческая элита. Утверждения левых о том, что подстрекательство с «их» стороны менее опасно, чем справа, поскольку только правые совершали политические убийства – это чушь. Теракты, совершенные правыми, были мотивированы прежде всего ощущением, что израильская политическая система навсегда повернулась против них и шансов на демократические перемены нет. Если левые будут пропагандировать и дальше, что у Израиля нет будущего, что правые ведут страну к пропасти, что Биньямин Нетаниягу – это монстр, какими-то тайными чарами околдовавший народ, чтобы остаться у власти навсегда – тогда рано или поздно созреет и первый «левый» террорист.

И тем не менее решение проблемы – не в затыкании ртов, не в полицейской дубине. В море политкорректности и лицемерия, в котором тонет западная цивилизация, когда говорить то, что думаешь, становится опасно для твоих оценок, для твоей карьеры и даже для твоей свободы, Израиль должен быть «светом народов» - мы должны гарантировать ВСЕМ право говорить и перекрикивать друг друга, чтобы и глупость была видна немедленно, и истина рождалась там, где ей подобает – в открытом споре без оглядки на тюрьму.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке