Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+23+15
Иерусалим
+22+11

Мнения

А
А

Гора пошла к Мухаммеду

ЮНЕСКО две недели редактировал документ, суть которого в отрицании связи евреев с Храмовой горой (к ее основанию примыкает Стена плача) и переименовании культового места согласно мусульманской традиции. Компромисса не получилось.

03.11.2016
Источник:Огонек
רויטרס

ЮНЕСКО признала все иерусалимские святыни мусульманскими 

Исполнительный совет ЮНЕСКО две недели редактировал документ, суть которого в отрицании связи евреев с Храмовой горой (к ее основанию примыкает Стена плача) и переименовании культового места согласно мусульманской традиции. Компромисса не получилось 

"В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат..." 

Вы это знаете - читали. А те из вас, кто читал более канонические тексты, чем роман Булгакова, знают и о событиях, предшествовавших описанному эпизоду, когда на допрос к прокуратору привели странствующего философа Иешуа Га-Ноцри. Они изложены в Евангелиях - Новом Завете, который евреи считают чужими легендами на темы своей истории, но для христиан это святая правда - каждый должен знать и верить. 

Так вот, вы не знаете ничего. Правильная версия теперь другая. 

Мусульманский пророк Иса въехал на осле в Иерусалим. Местные жители, палестинцы, приветствовали его, называли царем Израиля - почему-то с ликованием, хотя чего им было радоваться явлению чужого царя? Дальше интереснее. Пророк отправился в храм на горе (очевидно, в мечеть, ибо где ж еще молиться мусульманам?), разогнал там менял, ибо это дом молитвы, а не торговли - справедливо. А вечером, поскольку наступало начало еврейской Пасхи, пророк со своими учениками, в основном простыми палестинскими рыбаками из Галилеи, устроил тайную вечерю - по всем правилам пасхального "седера", как это принято у евреев в первый пасхальный вечер... 

С какого перепугу добрым мусульманам, палестинским рыбакам и странствующему философу, праздновать исход евреев из Египта и их избавление от рабства, да еще и по иудейскому ритуалу - не спрашивайте, не запутывайте себя и меня. Достаточно того, что все это происходило за семь веков до возникновения ислама, за полтора века до появления слова "Палестина" и за два тысячелетия до того, как живущие на этой земле арабы стали называть себя палестинцами. 

Тогда зачем я гоню вам явную чушь? А я не виноват. Я всего лишь следую документу, принятому Комиссией ООН по образованию и культуре (ЮНЕСКО), которая демократически, большинством голосов, определила, что Храмовая гора в Иерусалиме является памятником исключительно мусульманской истории и исламской культуры. 

Трудности неперевода 

Резолюция ЮНЕСКО посвящена, понятно, не определению первородства, а осуждению Израиля. Тут без сюрпризов. Механизм принятия решений в ООН и его институтах (одно государство - один голос) и преобладание среди членов мусульманских стран давно превратили еврейское государство в любимого мальчика для битья. 

Израиль - одно из самых малых государств мира, его население - 0,1 процента населения Земли. Но только в прошлом году Генассамблея ООН приняла 20 резолюций против Израиля и всего три против других стран. ЮНЕСКО не была бы структурой ООН, если бы не участвовала в этом фестивале. Не случайно первый кризис случился в далеком 1974-м: за раскопки на той самой Храмовой горе Израиль исключили из организации. Но через 5 лет членство восстановили - после угрозы США прекратить финансирование ЮНЕСКО. А в 2011-м Израиль приостановил финансирование и сам - когда ЮНЕСКО предоставила Палестинской автономии статус полноправного государства-члена. 

Принятую 16 октября сего года резолюцию тоже трудно было бы назвать новостью - еще год назад в ЮНЕСКО был представлен ее проект, осуждавший Израиль за препятствование в доступе мусульман к святым местам ислама в "оккупированной Палестине". Новость состояла в редакции: если ряд святынь - Гробница Патриархов в Хевроне и Могила Рахили в Вифлееме - после бурных дискуссий записали как под мусульманскими, так и под еврейскими названиями, то Храмовой горе в Иерусалиме в "еврейской прописке" было отказано. И она сама, и культовые объекты по ее периметру в документе именуются по мусульманской традиции. Чтобы понять остроту вопроса, уточним диспозицию: на вершине горы в центре Иерусалима расположены мечети Аль-Акса и Купол скалы, а у подножия - главная еврейская святыня: остатки Западной стены Иерусалимского храма - так называемая Стена плача. 

Кстати, обвинение, что мусульманам препятствуют в доступе к Храмовой горе,- ложное. Кому долгие годы был закрыт доступ к ней и Стене плача, так это евреям. После захвата Старого города Иорданией в 1948-м их оттуда изгнали. А первыми, кто после этого прикоснулся к святыне, были израильские десантники, отвоевавшие Старый город в ходе Шестидневной войны 1967-го. Да и сегодня единственные, кому запрещено молиться на Храмовой горе,- это евреи, причем запрет исходит от властей Израиля, чтобы не провоцировать протесты. Мусульмане же молятся беспрепятственно: по пятницам в мечетях горы - десятки тысяч молящихся, в праздники - сотни тысяч. Ограничения вводятся во время беспорядков, которые устраивают экстремисты. 

Впрочем, к этому набору обвинений привыкли в Израиле. Взрыв возмущения вызвало то, что святые места Иерусалима определены ЮНЕСКО как исключительно мусульманские святыни. Храмовая гора именуется в документе "Аль-Акса/ Аль-Хаарам аш-Шариф" - как единое целое с мечетью, и даже Стена плача - как площадь Аль-Бурак - в честь скакуна Мухаммеда. 

"И все?" - скажете вы. Новый всплеск раздражения и эмоций из-за названий? Из-за того, что не перевели? Не упомянули? Именно так. Потому что за десятки веков, что одни и те же места были на этой земле сакральными для разных религий, общая точка отсчета возможна одна: нет смысла меряться любовью к святыням, как нет шансов ни у кого эту любовь отнимать - не отдадут. Любой иной подход годится только как повод для разжигания конфликтов. 

Масло в огонь 

Когда израильтяне во время Шестидневной войны освободили Старый город, солдаты вывесили флаг над Храмовой горой. Моше Даян, увидев это, приказал снять. Когда решалась судьба святых мест, он был непреклонен: "На кой нам этот Ватикан?" И приказал передать управление над святынями мусульманскому совету ВАКФу под протекторат Иордании, потерпевшей в той войне поражение. 

За Израилем осталась только Стена плача. Сегодня, считают в Израиле, именно ВАКФ провоцирует религиозные войны за мусульманский эксклюзив на Храмовой горе. Оттуда грузовиками вывозятся на свалки из подвалов храма доисламские древности. Спорадически, во время еврейских религиозных праздников, организованные "хулиганы" забрасывают с Храмовой горы молящихся у Стены плача камнями. Все террористические войны начинались из-за Храмовой горы - от погромов 20-х и 30-х годов до Второй интифады 2000-го (она получила название "Интифады Аль-Аксы", унесла тысячи жизней и похоронила уже близкую идею создания палестинского государства). Лозунг защиты Аль-Аксы спровоцировал год назад и последнюю волну - террор одиночек. 

Так что сделали "миротворцы", проголосовав за резолюцию ЮНЕСКО? Подлили масла в этот огонь. В принципе, сама резолюция ни к чему не обязывает и на отношение евреев к своей святыне не повлияет - решения всемирного минкульта лишены директивной силы. Ну решили... По выражению израильского премьера Нетаньяху, отрицать связь евреев с Храмовой горой - все равно, что считать Великую китайскую стену не имеющей отношения к Китаю, а пирамиды - к Египту. 

Однако так не для всех. Палестинская масса и те, кто ее подстрекает, видят в документе шаг к международному признанию претензий на исключительные права на этот клочок земли. Мусульманские ученые, политики, богословы не устают доказывать, что еврейского народа нет, что он здесь не жил, что не было ни первого, ни второго храма. Эту версию никто не поддерживал, кроме арабских радикальных националистов и религиозных фанатиков. Теперь фактом отрицания еврейских святынь она признана большинством членов ЮНЕСКО. 

Против голосовали всего шесть стран: США, Великобритания, Нидерланды, ФРГ, Литва и Эстония. За - все мусульманские страны и некоторые христианские. Среди них - Россия, единственная европейская страна, поддержавшая резолюцию, по которой храма, в котором проповедовал Иисус, в Иерусалиме не было. (Остальные - воздержались, что тоже красиво.) 

В Израиле эту позицию РФ оценили как недружественную, что особенно задевает на фоне частых контактов лидеров двух стран, демонстрации взаимопонимания и даже симпатий на высшем уровне. Израиль, напомним, не поддержал политику западных санкций против РФ в связи с событиями на Украине, придерживается нейтралитета даже на уровне высказываний - по поводу конфронтации Кремля и с украинскими властями, и с американскими - из-за Сирии, чем недоволен стратегический партнер - США. 

Именно с учетом таких доверительных отношений с Россией в Иерусалиме не ответили отказом на идею проведения прямых переговоров между палестинским лидером и Израилем под эгидой Москвы. Судя по заявлению посла РФ в ООН, МИД РФ намерен форсировать мирный процесс и анонсированную встречу. Будут ли у нее теперь шансы? 

Стена плача. Здесь был Храм царя Соломона, а сама стена уцелела после разрушения Второго храма римлянами в 70 году н.э. За долгие века изгнания она стала символом веры и надежды многих поколений евреев. Фото: Reuters

Читайте также

 

Сам себе большинство 

Есть у этого сюжета и еще одно измерение, уже глобальное. Казалось бы, очевидно: историческая справедливость не устанавливается голосованием. Однако существующий механизм принятия решений не согласуется с этим очевидным фактом: любая нелепица и несправедливость может быть признана истиной, если наберет большинство в представительных международных органах. Хуже того, новейшая история заставляет усомниться и в знаменитой фразе о том, что демократия отвратительная форма правления, но лучшего не придумано. 

Когда раз разом в странах с тоталитарным менталитетом большинство на выборах получали радикалы и популисты, это списывают на неподготовленность и инфантилизм. Когда такие же экземпляры стали приходить к власти в странах признанной демократии, отговорки уже не работают. Сегодня великая Америка, эталон демократии, выбирает между двумя самыми непопулярными кандидатами из всех возможных, причем уже неизбежно, что во главе самой мощной державы мира станет один из них, это ли не повод усомниться в универсальности механизма? Когда речь идет о личностях и отдельных странах, это беда тех народов, кому они достанутся. Но когда полномочные международные организации так же большинством голосов вершат судьбы стран и народов - безумие соглашаться. 

Израиль уже заявил о прекращении сотрудничества с ЮНЕСКО, выразив недоумение, что организация, призванная заниматься культурой, выходит на политическую арену в качестве действующего игрока. США лишили ЮНЕСКО финансирования (22 процента бюджета) в ответ на признание Палестинской автономии государством-членом еще раньше. Последней каплей стала Япония (11 процентов бюджета), заявившая о приостановлении членства в ЮНЕСКО в знак протеста против включения документов о резне в китайском городе Нанкин в 1937 году в список Всемирного наследия (по сути, шаг к признанию геноцида)... 

В непростых финансовых обстоятельствах все чаще говорят, что в организации возросла роль Катара. Не с этим ли связаны резкие резолюции? Во всяком случае все попытки гендиректора ЮНЕСКО Ирины Боковой призвать авторов скандальной резолюции при повторном голосовании (26 октября) найти компромиссные формулировки к успеху не привели. 

*** 

Остается добавить, что, по иронии судьбы, в разгар последней дискуссии Управление древностями Израиля объявило об окончании радиоуглеродного анализа найденного в Иудейской пустыне папируса с надписью на иврите. Анализ подтвердил: документ создан в VIII веке до нашей эры. Теперь в Израиле шутят: если бы датировку устанавливали в ЮНЕСКО, она была бы отклонена большинством голосов.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке