Хазарские грабли
Фото: Reuters
Хазарские грабли

В исторической науке очень мало фактов и событий, оценка и трактовка которых была бы бесспорной. На самом деле историки в зависимости от научной компетенции, обстоятельств своего бытия и политических убеждений выдвигают только версии существования исторических фактов и событий. Имеются ввиду и откровенные фальсификации, и те построения, которые выглядят обоснованным и подтверждаются соответствующими ссылками на исторические документы.

Вот, например, 26.09.2016 "ученый, юрист и раввин Михаил Финкель сделал в эфире ITON.TV скандальное заявление: казаки - потомки хазар! Их предки были изгнаны из еврейского хазарского каганата! Программа "Черным по белому". Ведущий - Александр Гур-Арье.

Непонятно, почему в приведенной аннотации заявление "казаки - потомки хазар!" названо "скандальным" - ведь о связи казаков с хазарами еще более трехсот лет тому назад писали такие представители украинской элиты как Григорий Грабянка - “казацкий летописец истории Войска Запорожского... признанный идеолог казацкой старшины Гетманщины" (1) и Филипп Орлик - "соратник гетмана Ивана Мазепы, перешедшего на сторону шведов во время русско-шведской (Северной войны) войны 1708-1709гг. После смерти Мазепы Орлик был провозглашен гетманом Правобережной Украины в апреле 1710г.(2)

Именно на так называемую "Конституцию Орлика" совершенно обосновано ссылается и Михаил Финкель, поскольку в упомянутой "Конституции" сказано следующее: "...воинствующий прадавний казацкий народ, раньше званый хозарским, Господь сперва возвеличил рыцарским характером, просторными владениями и вечною славой. Тот народ своими упорными походами морем и сухопутью не только окружающие племена, а и самую Восточную империю (Византия) потрясал таким страхом, что восточный император, стремя жить с ним в мире, заручился прочной супружеской связью с его главой - нарек своему сыну дочь кагана, а именно князя казаков…" (3)

Позиция автора этих слов, как видим, вполне серьезная, коль скоро хазарский каган, дочь (4) которого стала женой византийского императора Константина V, назван здесь "князем казаков". Однако уточним, что никаких ссылок на исторические документы и свидетельства, приведшие его к указанному выводу, Орлик не приводит. За него это (не высказав своего отношения к откровениям Орлика,) делает Михаил Финкель, приспособив историю хазар к истории евреев.

Как известно, в середине VIII в. (по другим источникам в начале IX в.) иудаизм становится государственной религией Хазарского каганата, но лишь в конце IX в. в стране проводится религиозная реформа, укрепляющая канонический иудаизм. Инициатором этой реформы был царь Овадия, о котором сообщает его потомок царь Иосиф в ответном письме кордовскому министру Хасдаю ибн Шапруту: "Затем явился царь из его (Булана) внуков, по имени Овадия, который возобновил царство и укрепил настоящую веру; он построил синагоги и учебные здания, собирал ученых Израиля, снабжал их материальными средствами, и они объясняли Св. Писание, Мишну и Талмуд и литургические сборники, будучи богобоязненным, любящим Тору и настоящим служителем Господа, да почиет на нем дух Божий".

Видимо, реформаторская и просветительская миссия хазарского царя натолкнула Михаила Финкеля на мысль сравнить его с также реформатором и ревнителем иудаизма каким был и остался в истории еврейского народа Эзра, которого рав Финкель называет Эздра.

Вернувшись в Иерусалим в 458 г. из вавилонского плена, и поняв, что евреи в своем большинстве отошли от иудаизма, Эзра поставил своей целью вернуть соплеменников к законам и заповедям Торы, которую он читал и разъяснял собиравшимся возле Храма по его призыву. 

"Эзра был бы достоин получить Тору для Израиля, если бы его не опередил Моше" (5)

Но, стремясь сохранить единство нации, Эзра пошел и на более радикальные меры: он запретил смешанные браки, а в уже свершившихся потребовал вернуть иноплеменных жен туда, где они жили до замужества. Требования Эзры были выполнены, но это по понятным причинам породило недовольство как тех мужчин, чьи семьи были разбиты, так и родственников возвращенных к ним женщин. В результате таких предпринятых Эзрой кардинальных мер опасность войн возросла настолько, что появилась необходимость срочно окружить Иерусалим крепостной стеной-что и было сделано сподвижником Эзры Нехемией.

Так вот г-н Финкель решил, что хазарский царь-реформатор Овадия то ли по собственному разумению, то ли прочитав "Книгу Эзры", сделал в своей стране то же самое с той только разницей, что семьи, в которых один из супругов не был иудеем и отказывался принять эту веру, не разлучали, но высылали на восточные границы Каганата, то есть на территории в нижнем течении Днепра и Дона, где и расселились изгнанники. Кроме того, иудев, предпочетших семью религии клеймили: выжигали на теле слово "раша" - злодей.

 Голос ученого, юриста и рава звучал уверенно; оговорки типа "можно предположить", "по-видимому" ,"вероятно" в его речи отсутствовали - и подумать было нельзя, что докладчик излагает всего лишь свою версию (одну из многих) образования казачества, а не доказанный факт. Откуда он взял, что хазарский царь Овадия запретил межрелигиозные браки, что ослушников изгоняли из страны да еще и клеймили? Кем и где об этом сказано?

Потомки "отказников", утверждает М.Финкель, и стали в будущем казаками, сохранившими историческую память о причине изгнания и унижения их предков и считавшими поэтому иудеев своими врагами.

Но напомним ученому Михаилу Финкелю, что гораздо более известные и значимые, чем Григорий Грабянка и Филипп Орлик, украинские деятели называли себя потомками русов, а не хазар, и отделяли себя от "москалей", которые якобы присвоили себе их законное имя. Никто иной, как гетман Иван Мазепа, патрон Филппа Орлика, говорит накануне Полтавской битвы, обращаясь к своему войску: "Известно, что прежде мы были то, что теперь Московцы: правительство, первенство и само название Руси от нас к ним перешли".

Богдан Хмельницкий называл себя князем русским:"единовластником и самодержцем русским".

Гетман Петр Конашевич-Сагайдачный в посланном в 1622 г. письме к польскому королю Сигизмунду III называет свою страну Русью. Иван Выговский в письме к королю Яну Казимиру называл казацкое государство также Русью. (6)

И не только казаки называли себя росами. В "Описании Черного моря и Татарии", автор которого доминиканец Эмиллио Дасколи был префектом Каффы (Феодоссиии) в 1634 г., сказано: "На крайних пределах Руссии есть скалы и леса, образующие как бы остров на реке Днепр, где живут россы, называемые иначе казаками". (7)

Об отношении казаков к "москалям" и обвинениям в их адрес излишне говорить: сегодня это часть политики официальной Украины, но нужно отметить, что версии, предполагающие этническое родство древних росов и казаков представляются довольно обоснованными. Разумеется, настоящая статья - не место для их рассмотрения, разве что приведем высказывание российского историка Льва Гумилева: "Как ныне установлено, славяне не были аборигенами Восточной Европы, а проникли в нее в VIII в., заселив Поднепровье и бассейн озера Ильмень. До славянского вторжения эту территорию населяли русы, - этнос отнюдь не славянский". (8)

Напомним, что Филипп Орлик, искавший после поражения в Полтавской битве прибежища у турок и желающий отмежеваться от русских, привязал родословную казаков к хазарам: "Тот народ своими упорными походами морем и сухопутью не только окружающие племена, а и самую Восточную империю (Византия) потрясал... страхом". Он при всей своей образованности мог и не знать, что "царь же хазарский не имеет судов морских, и его люди не привычны к ним". (9) А уж если кто и совершал "упорные походы морем" - так это русы, которые "все свои набеги и походы совершают на кораблях". (10)

Не мог этого не знать и Михаил Финкель, который , как выяснилось, посвятил хазарской теме ряд выступлений на ITON.TV.

Да, среди казаков были и те, в чьих жилах текла еврейская кровь. Жена все того же Филиппа Орлика была дочерью полтавского полковника Павла Герцика, сына выкрещенного в 1650 г. еврея Симеона из Умани. Но это, как говорится, "из другой оперы".

Как ученый М. Финкель имеет несомненное право выдвигать свои версии происхождения и существования чего бы то ни было, но как юристу ему ведомо, что в данном случае касательно его зрителей и слушателей подобная ситуация в юриспруденции называется "обманутым доверием", поскольку сомнительное выдается за истинное и, наконец, как рав он должен понимать, что его голословные сентенции куда как любезны оправдателям еврейских погромов в Украине, учиненных казаками. Впрочем ученый, юрист и рав Михаил Финкель так и говорит о погромщиках: "их можно понять".

А вот самого автора "скандального заявления" понять нельзя. 

 

1. Википедия. Григорий Грабянка 

2. Википедия. Филипп Орлик 

3. Википедия. Конституция Филлипа Орлика.См. также на сайте Верховной Рады Украины 

4. Чичак, в крещении Ирина, мать Льва IV Хазара 

5. Сангедрин 

6. П.П.Толочко. Русь-Мала Русь-руський народ у другій половині ХIII-ХVII ст.Киевская старина.№3.1993 

7. См.И.Мельник. Следы ушедших кораблей. Раздел "Чайки запорожских казаков" 

8. Л.Н.Гумилев. Древняя Русь и Великая степь. Мысль.М.1989.с.32 

9. Цит.по:Н.Голб и О.Прицак.Ук соч.с.168 

10. Ибн-Русте "ал-А'лак ан-нафиса" ("Дорогие ценности")

counter
Комментарии