Ранний ислам идентифицировал Храмовую Гору с Храмом Соломона
Фото: Getty Images
Ранний ислам идентифицировал Храмовую Гору с Храмом Соломона

На прошлой неделе в Еврейском Университете Иерусалима прошла девятая ежегодная конференция, посвященная археологическим находкам в Иерусалиме и его окрестностях. 

Ученые продемонстрировали раннюю исламскую надпись, подтверждающую, что первоначальным названием мечети Куббат ас-Сахра (Купол Скалы) было "Бейт аль-Макдис" ("Байт Ха-Микдаш" на иврите) - то есть Еврейский Храм. 

Археологи Ассаф Авраам и Перец Рувен, установили, что надпись, высеченная на внутренней стене мечети, датируется девятым веком. Ранее на прошлой неделе в израильской прессе были опубликованы сообщения о том, что надпись подобного рода, относящаяся к более раннему периоду, была обнаружена на папирусе. 

Речь идет о первом упоминании Иерусалима на папирусе. Папирус относится к седьмому веку до нашей эры. Папирус был перехвачен специалистами управления археологии Израиля на черном рынке. 

Надпись обнаружили над михраб - молельным пространством действующей мечети в деревни Нуба близ Хеврона. неизвестно, когда надпись была помещена именно в это место, но открытие представляет в новом свете процесс превращения Иерусалима в священный для мусульман город, и на то вдохновение, которое мусульманские теологи черпали из еврейских источников. 

Участники конференции сочли это открытие чрезвычайно важным - в свете двух последних резолюций UNESCO, отрицающих всякую связь между еврейством и Храмовой Горой. Один из присутствовавших напомнил, что муфтий Иерусалима уже признал, что Куббат ас-Сахра стоит на месте еврейского Храма, "но теперь у нас есть археологические доказательства этого". 

Согласно археологам, в ранне-исламскую эпоху службы в Куббат ас-Сухра находились под сильным влиянием еврейской традиции: обряды очищения, ладан, помазание Краеугольного Камня маслами и окружение его занавесями - все это вдохновляется парохетом. 

Археологи также сообщили, что первоначальное молельное здание на месте Храма было построено в начале седьмого века, в период мусульманских завоеваний. Израильские находки еще более подрывают основные положения мусульманской ортодоксии, распространившиеся также и на западную традицию изучения ислама, согласно которой постулаты этой религии были полностью и окончательно сформулированы пророком Мухаммедом в первые десятилетия седьмого века. Задавленные даже в западной университетской традиции исследования указывают на то, что речь идет о куда более сложном и растянутом во времени процессе, на который огромное влияние оказали евреи Палестины и принявшие иудаизм племена Аравии. Подробнее об этом можно прочитать в материале "Как был создан исламский мир. Иудо-хагаризм". 

Перец Рувен, специалист по археологии ранне-исламского периода, в интервью радио Решет Бет подчеркнул, что 1300 лет назад у самих мусульман, правивших тогда Иерусалимом, не было никаких сомнений в том, что на месте мечети на Храмовой Горе раньше стоял Еврейский Храм. Перец сказал: "Мы находим в многих ранних исламских источниках, в источниках восьмого века описание Иерусалима как "Бейт аль-Макдис", что указывает на то, что мусульмане признавали существование Храма. Специфически, есть достаточно источников, указывающих на связь этого конкретного места с Храмом Соломона". Археологи также указывают на то, что в Иерусалиме и окрестностях обнаружены монеты ранне-исламского периода - с отчеканенной на них менорой. 

В последние годы лидеры мусульманской общины отрицают всякую связь евреев с Храмовой Горой и существование Еврейского Храма на Храмовой Горе. Арабские депутаты Кнессета снова и снова повторяют, что весь комплекс принадлежит исключительно Вакфу и противодействуют проведению археологических исследований. Более того, земляные работы, проведенные самим Вакфом, по всей видимости, причинили большой ущерб подземным слоям памятников Храмовой Горы.

counter
Комментарии