Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+26+17
Иерусалим
+24+12

Мнения

А
А

Еврейский кругозор ("Ваелех")

Нельзя признать случайным, что родоначальником еврейской религии, получателем Торы оказался "великий посвященный" нечистых культов. Но зачем?

06.10.2016
ShutterStock

Читайте также

Послужной список

В недельной главе "Ваелех" продолжается описание дня, в который было совершено клятвенное вступление в завет с Богом, дня в который умер Моше: "И пошел Моше, и говорил слова эти всему Израилю. И сказал им: сто двадцать лет мне теперь, не могу больше выходить и входить; и Господь сказал мне: "не перейдешь ты Ярдэна сего" (31:1-3).

Обыкновенно мы обращаем внимание на последние сорок лет жизни Моше, на то время, когда он превратился в величайшего пророка, о котором сказал Господь: "Если и есть у вас пророк, то Я, Господь, в видении открываюсь ему, во сне говорю Я с ним; Не так с рабом Моим Моше; доверенный он во всем доме Моем. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не загадками, и лик Господа зрит он" (Бемидбар 12:6-8)

Но когда речь заходит о завершении жизни Моше, невольно вспоминаются и предшествующие 80 лет, которые, если вдуматься, задали условия успеха последних сорока.

Жизнь Моше началась в доме Паро, как сказано: "И сошла дочь Паро к реке мыться. И увидела она корзинку среди тростника. И открыла она, и увидела его, младенца; и вот, дитя плачет; и сжалилась над ним, и сказала: этот из детей Иврим. И сказала сестра его дочери Паро: сходить ли мне и позвать ли к тебе кормилицу из Ивриот, чтоб она вскормила тебе младенца? И сказала ей дочь Паро: сходи. И пошла девица, и призвала мать младенца. И сказала ей дочь Паро: возьми младенца сего и вскорми его мне; а я дам тебе плату. И взяла женщина младенца, и кормила его. И вырос младенец, и она привела его к дочери Паро, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему Моше". (2:5-10)

Итак, Моше вырос в доме Паро, как сын его дочери, как принц. Продолжая тайком встречаться со своей матерью, он знал, разумеется, историю своего народа. Однако, прежде всего он вместе с другими принцами обучался египетской премудрости: геометрии, арифметике, астрономии и астрологии, и всяким тайнам египетских божеств.

Символично, что даже имя "Моше" египетского происхождения, еврейское же его имя в Письменной Торе умалчивается. Слова "И назвала она его именем Моше" (1:26) в мидраше Шмот-раба трактуются так: "Из этого ты учишь о награде делающих добро. Хотя у Моше было много имен, во всей Торе установлено именно то имя, которым назвала его дочь Паро, и также Всевышний не называл его другим именем".

Ситуация, однако изменилась после того как Моше стал появляться в тех местах, где его братья изнурялись тяжкими работами: "В те дни, когда вырос Моше и вышел он к братьям своим, он присматривался к тяжким работам их; и увидел он, что Египтянин бьет Иври из братьев его. И оглянулся он туда и сюда, и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке. И вышел он на другой день, и вот, два Иврим ссорятся; и сказал он неправому: зачем ты бьешь ближнего твоего? И тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьею над нами? Не думаешь ли убить меня, как убил Египтянина? И испугался Моше, и сказал: верно стало известным это дело. И услышал Паро об этом деле, и хотел убить Моше, но Моше убежал от Паро и остановился в земле Мидьянской".

Поясняя слова "и вырос Моше", Раши говорит, что имеется в виду карьерный рост, что Паро назначил его своим управляющим.

Однако важно отдавать себе отчет в том, что Моше был не только администратор, но также и жрец, по меньшей мере, он был посвящен во все тонкости дворцового культа.

Более того, как сообщает Мидраш, бежав от Паро, Моше скитался по всему миру, кочуя из страны в страну. Нет сомнения, что и в этих странствиях он набирался премудростей народов мира. Что же касается семьи, в которую он вошел в Мидьяне, то и она была жреческой ("и остановился в земле Мидьянской, и сел у колодца. А у жреца Мидьянского семь дочерей. И они пришли") (2:16). Итак, прежде чем встретиться с Богом живым, Моше постиг всю современную ему человеческую культуру, вник во все тонкости "аводы зары" - "чужого служения".

"Чужое служение"

Божественное откровение на горе Синай начинается с запрета "чужого служения": "И говорил Бог все слова сии, сказав: Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других Богов сверх Меня. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в воде под землею. Не поклоняйся им и не служи им" (Шемот 20:1-4).

Однако другим народам столь строго служение это не запрещено, как сказано: "А то взглянешь ты на небо и увидишь солнце, и луну, и звезды - все воинство небесное, и прельстишься, и будешь поклоняться им, и будешь служить им, которыми наделил (нахаль) Господь, Бог твой, все народы под небом. А вас взял Господь и вывел вас из горнила железного, из Египта, дабы вы были народом Его удела (ам нахала)" (Дварим, 4:19–20).

Выражение "авода зара" обычно переводят как идолослужение. По большому счету так оно и есть, но иногда полезно вспомнить, что буквально идолослужение - это "аводат элилим", а "авода зара" - именно "чужое служение".

"Чужое служение" так или иначе подразумевает Единого Бога, хоть и предпочитает иметь дело не с Ним, а с ниже стоящими инстанциями. Поэтому Всевышний не отвергает его целиком. Он снисходительно воспринимает "чужой" культ, когда к нему прибегают народы, а в "Свое", порученное Израилю служение, включает собранные из этого культа искры.

Как бы то ни было, мы видим, что Всевышний пожелал, чтобы прежде чем Его пророк торжественно вошел к Нему через парадную дверь, он уже предварительно побывал в Его дворце, проникнув туда через черный ход, вместе со служебными духами.

Нельзя признать случайным, что родоначальником еврейской религии, получателем Торы оказался "великий посвященный" нечистых культов.

Но зачем? По-видимому, это модификация известного положения: там, где стоят раскаявшиеся грешники, ни один праведник не стоял.

Моше, конечно, не был "грешником", он был украденным младенцем, невольно оказавшимся посвященным в тайны нечистоты.

Ни один праведник не станет совершать преступления, чтобы потом в них раскаяться и войти в "высшую лигу". Но с одной стороны, Всевышний в своих интересах (как это имело место с Моше) может сам ввести его в соответствующую ситуацию, а с другой стороны, еврей, желающий знать волю Создателя, не может ограничиваться одними еврейскими источниками, но должен обладать самым широким кругозором. Еврею запрещено практически участвовать в чужом служении, но теоретически разбираться в нем ему необходимо, как сказано: "Члены великого Сангедрина обязаны были иметь познания во всех науках, как истинных так и порожденных фантазией или основанных на взаимном согласии людей, так что кроме прочего они знали и магию и языки. Но чтобы в Сангедрине всегда было семьдесят таких ученых, необходимо распространение наук в народе, тогда, если не станет одного из них, его сможет заменить другой, ему подобный" (Кузари 2:64).

Комментируя агаду, согласно которой Машиах обитает у ворот Рима, Магараль сравнивает его с Моше. Как Моше рос не в доме отца, а во дворце Паро, так и Машиах растет на пороге Рима, то есть в свой час воспользуется его культурными достижениями.

Неудивительно, что Израиль возродился средствами западной цивилизации и даже слывет единственным представителем этой цивилизации на Ближнем Востоке.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке