Читайте также
Трофимов. ... я так далек от пошлости. Мы выше любви.
Любовь Андреевна. А я вот, должно быть, ниже любви.
Не выходит из головы сцена из "Вишневого сада", где Любовь Андреевна беседует с Петей Трофимовым, гувернером. Он упрекает ее в легкомыслии, отсутствии здравого смысла, в безрассудной любви. На что следует реплика Раневской о том, кто выше, а кто ниже любви.
Собственно говоря, прав Петя, как может быть правым здравый смысл. Любовь Андреевну бессовестно обманывает любовник, она ведет себя как сумасшедшая и в конце концов слепая любовь губит ее.
И все же в споре со здравомыслящим гувернером, которого не случайно слуги величают "облезлым барином", зрители почему-то на стороне любящей женщины. Потому как нельзя быть выше любви – с ней просто нужно быть. И не может трепетное сердце заранее рассчитать все плюсы и минусы любви, разглядеть все ее положительные и отрицательные стороны, наметить душевные расходы и материальные доходы.
"Напрашивается вопрос: мало того, что Иртеньев - Рабинович, так еще и израильтянин? Шо ж он так страдает за Россию?"
Поговорим о тех, кто по разным причинам оказался выше любви к другим, зато очень даже любвеобилен к себе. Речь пойдет не о любви в прямом смысле, а об отношении к Израилю. О сложном чувстве-ощущении к стране, которая одним рисуется брегом Обетованным; другим – стороной проклятой.
Давайте вспомним лишь одну скандальную историю, случившуюся с большим Поэтом, Правдорубом, лауреатом премии "Золотой Остап", участником телевизионных программ "ИТОГО" и "Бесплатный сыр" – Игорем Иртеньевым.
Репатриировался наш Правдолюб и подлинный патриот России, по случаю оказавшийся еще и евреем, в Израиль. Настоящие причины эмиграции-репатриации скрывать за завесой слов не стал. Правдоруб – как никак. Само собой понятно, что числил себя Иртеньев "выше любви" к стране, которую он считает чужой, но правом попользоваться которой имеет. Потому и относится к ней прагматически: как к хорошей частной клинике:
"Год назад я перенес достаточно рутинную операцию, после которой мой хирург посоветовал дополнительно полечиться – желательно, в Израиле, где аппаратура для такого лечения классом выше. Вот при таких невеселых обстоятельствах я и воспользовался своим правом на израильское гражданство".
Социологи отмечают: прежде экономические трудности служили мотивом репатриации для 28% опрошенных, в этом году их число возросло до 40%.
На единичном примере Правдолюба, который обманывать не может и правду матку в глаза рубит, отразились черты нового алии. И не нужно обращать внимание на опросы новых репатриантов, так радующие сердца израильских аналитиков. Для прессы, в официальном порядке, когда некоторые даже опускаются "ниже любви", подпускают трогательные нотки и признаются в нелогичной любви к Израилю - называются объективные причины репатриации. Институт изучения общественного мнения "Дахав", под руководством доктора Мины Цемах приводит такие данные за прошлый год:
- 74% - указали главной причиной репатриации – объединение семей;
- 53% - желание обеспечить будущее своим детям;
- 40% - экономическое положение страны исхода;
- 37% - личная безопасность и антисемитизм.
При откровенных же признаниях – когда репатриант чувствует себя свободно и числит себя "выше любви" - приводят субъективные причины отъезда. И они никакого отношения к научной статистике не имеют.
Наступил конец алии притяжения, где целью исхода был сам Израиль. Эмиграции, имеющей нравственные причины и следствия, идейные цели и задачи, внутреннюю логику и глубокий потаенный смысл. Пришло время эмиграции отрицания. Приеэжают ведь сюда не потому, что здесь хорошо, а оттого, что там становится плохо. Сохнуту же только и остается, что делать радушную мину, чтобы загримировать гримасу отвращения
«Решение репатриантов связать свою жизнь с Израилем и построить здесь дом является самой лучшей демонстрацией солидарности евреев диаспоры с государством Израиль" Натан Щаранский.
Мне всегда казалось, что репатриация – частное дело, решение, принятое и подписанное одной стороной. А именно: евреями, рассеянными в галуте и решившими подняться в страну Обетованную.
Вы думаете случайно появились в заголовке слова "контракт, договор"?
В последнее время, отмечая активную деятельность нашего правительства по привлечению новых репатриантов, стал понимать всю картину в целом.
Если одна из сторон, при подписании контракта может обходиться без любви – то почему вторая сторона должна отличаться и опускаться до безрассудного и постыдного чувства. Таким образом, репатриация превращается во взаимовыгодный договор, заключенный по расчету между двумя договаривающимися сторонами.
Исходя из этого, Израиль не просто распахивает объятья, чтобы заключить в них долгожданных олимов, но лакирует страну под яркую телевизионную картинку. Надеясь сделать репатриацию удачной пиар-акцией, показательным коммерческим товаром. Израиль, с этой точки зрения, обращается в бренд, привлекающий внимание публики, выставленный на ярко освещенном подиуме. Выглядит модно одетой и стильно причесанной звездой, на которую клюнет доверчивый покупатель.
Нет, ситуация пока не напоминает ловлю рыбки на апппетитного живца. Нельзя ее уподоблять с ситуацией активной распродажи залежалого товара на ярмарке.
Правительство постановило провести кампанию, направленную на израильтян. Для этого была задействована особая тематика, призванная воздействовать на чувствительные точки в самоидентификации, ее культурные коды и ценности.
Чтобы привлечь ныне в страну капризных евреев, следует крепко постараться: красную дорожку постелить, специальные церемонии организовать, к Стене Плача свозить, документы быстренько оформить да бюрократические процедуры до минимума свести. И самое важное – увеличить корзину абсорбции.
Думается, что не случайно именно сейчас появилось такое название. Оно точно и беспристрастно отметило знаменательный момент. Оно прокричало на весь мир открывшуюся во всей наготе истину: исторический проект «алия», на котором собственно и было основано существование страны, оказался исчерпанным. Закончилась славная эпоха любителей. Занавес можно опускать. Теперь на сцену выходят профессионалы.