Эрегированное статус-кво
Фото: Shutterstock.com
Эрегированное статус-кво

Пресловутое статус-кво между светскими и религиозными гражданами страны реально никто не видел. Это некий иллюзорный предмет, который при осторожном ласковом поглаживании увеличивается в размерах, а ежели пугнуть - скукоживается. 

К примеру, пару десятилетий назад вы не нашли бы и десяти субботних различий между вплетенными друг в друга Рамат-Ганом и Гиватаимом. В кафе на площади Рамбам и в соседнем парке по шабатам собирались пожилые люди из окрестных домов престарелых, лакомились кофе с молочком, ели мороженое. Многие на инвалидных колясках, благо им недалеко. Напротив, на улице Сиркин в Гиватайме наблюдалась аналогичная картина. В какой-то момент в городской совет моего Рамат-Гана пришла мощная религиозная фракция и всю эту субботнюю светскую жизнь с молоком и сливками прикрыли. Статус-кво скукожилось на глазах, и теперь редкий инвалид долетит без посторонней помощи до середины улицы Сиркин. 

Следом началась война на истощение с сетью "AM:PM". В магазине на улице Жаботински религиозные камнеметатели отчаянно били витрины, пока из ассортимента не убрали богопротивную разновидность мяса фирмы "Мизра". С ультраортодоксами был заключен диковатый компромисс: торгуйте себе по субботам, но кошерной продукцией. Статус-кво выглядит довольно странно, как внезапно провисший предмет на полшестого. 

А кому мешал огромный "Тив-Таам" в промышленной зоне Петах-Тиквы? Жилых домов в округе наблюдалось, то есть этот оазис жизни никого и раздражать не мог. Покупатели с детьми сидели в кафе-кулинарии, мужские компании обсуждали футбол в баре. Закрыли "Тив-Таам" для наперсников кулинарного разврата. Петах-Тиква, похоже, скоро даст отдельный повод для замера статус-кво. 

Периодически самые разные круги нашего общества льют крокодильи слезы по несчастным продавщицам торговых центров на дорожных развязках, вынужденных работать в шабат. Дети голодные плачут, неудовлетворенные мужья страдают. Как когда-то советовала знакомая редакторша журнала "Мама-инфо": "Если муж беспокоен, дайте ему грудь". Торговые центры мы каким-то чудом отбили. Но зато ширится движение за право на отдых мелких торговцев. Эти несчастные люди вынуждены работать по субботам, чтобы хоть как-то сохранить покупателей в конкурентной борьбе с торговыми сетями. Закрыть этих монстров в шабат повсеместно, пусть и у соседа корова сдохнет! 

Зато депутаты самых разных партий предлагают открыть пошире двери ресторанов и кафе в этот святой для иудея день. Вы что-нибудь понимаете? А владельцев общепита не жалко? Продавщицам - полный гиюр по самое не хочу, официантов переводим в шабатние гои? В планах лидера партии ШАС и по несчастью министра внутренних дел Арье Дери закрытие все магазинов, минимаркетов и киосков в ненавистном светском городе, за исключением двух портов в Тель-Авиве и Яффо. Еще он пощадил три торговых центра и у черта за куличками. Покупки самого необходимого по особой цене вы сможете сделать на бензоколонках. Какой добрый человек! 

В Тель-Авивской мэрии схватились за голову: годовой оборот субботней торговли 600 миллионов шекелей. Но страх перед ультраортодоксами настолько силен, что городской совет предлагает соломоново компромиссное решение: закрыть чуть ли не половину всех магазинов, ныне работающих по субботам, и оставить только 160. А уж потом, стоит дать палец, и от ныне существующего статус-кво, обгрызут руку. Доберутся и до ресторанов и кафе. Все эти большие и малые кафешки, магазинчики-бутики, барчики, создающие неповторимую атмосферу города нон-стоп накроются черной шляпой, как медным тазом и будет нам ШАСтье. 

В защиту деловой столицы никто не станет, обыватель, в особенности житель периферии недолюбливает Тель-Авив, как обитатель российской глубинки "зажравшуюся" Москву, как житель какого одноэтажного городка в кукурузном штате - Нью-Йорк. Человеческую натуру жаба давит, таково, увы, ее устройство. 

О прежнем статус-кво в его эрегированном состоянии, как было при прежнем светском правительстве, говорить не приходится. За этими играми нет религиозной принципиальности, есть всего лишь закоулки электоральных интересов. 

Вспомните, когда нам всякий раз приходилось перевезти турбину в субботу, главный ашкеназийский раввин Израиля категорически отказывал, и тогда обращались к нарядно одетому человеку, наделенному аналогичными полномочиями - главному сефардскому раву. И он, такой же праведный иудей, давал разрешение. 

В последней истории противостояния министра труда и соцобеспечения Хаима Каца и премьера Биньямина Нетаниягу никакой борьбы за святые принципы иудаизма нет. Неотложные работы на железной дороге в Тель-Авиве в шабат спасали страну от миллиардных убытков в будни. Не человек для субботы, а суббота для человека. Прочел коммуникат победившего Каца, и взгрустнулось: он постарается "вернуть доверие религиозного населения".

Никто не хочет ссориться с ульрарелигиозными. Светский Лапид, чья партия "Еш атид" уже обогнала по опросам Ликуд и имеет гипотетических 24 мандата - сегодня лидер оппозиции, это "Сионистский лагерь" 2016. У наследника Томи Лапида борьба религиозным засилье под запретом. Яир уже не настаивает на призыве харедим и работе магазинов по субботам, хотя они ему не мешают. Младшая группа фракции будущего еще недавно, в июне, требовала ограниченно пустить транспорт по субботам в стране, а сейчас как-то тихо. Вывод: Лапид собирается возглавить оппозицию и бороться за премьерское место. Ни ему, ни Сионистскому лагерю, ни МЕРЕЦ для сколачивания коалиции и торгов конфронтация с ШАС и Яадут а-Тора ни к чему. Получается, светскому населения не на кого опереться.

Я категорически против религиозных войн и шаббатних танцев в Бней-Браке, как это предлагают горячие головы. Живите, как хотите, только не лезьте в мои кафе и кастрюли.

Я прожил шесть лет в Ариэле, по сути единственном полноценном городе на территориях. Его задумали Рабин и Шарон изначально в стратегических целях и маклерам строго настрого было наказано на первых порах называть ультрарелигиозным несусветные цены. Понятно, когда сложилась инфраструктура города, его социальный состав, поселились люди, способные себя самостоятельно содержать, заработали кафе и некошерные магазины, это негласное указание быстро отменили. Город стал привлекателен для всех. 

Недавно Ариэль посетил министр обороны и лидер партии НДИ Авигдор Либерман. Тоже поселенец, житель Нокдим. Это смешанный городок, который Ивет с религиозной женой специально искали в Иудее и Самарии. В пятницу семья садится за шаббатний стол и зажигает свечи, в субботу глава семьи с сыном ездили на футбол, смотрели его по телевизору, или сами играли в футбол и теннис. Супруга - действительно религиозная женщина, "глава семьи никаких мицвот не придерживается". Я не знаю, как у них было изначально, но компромисс давно найден при взаимном уважении. Собственную семейную модель он предлагает и для всего израильского общества: партия НДИ выступает против любого религиозного принуждения, но сохраняет уважение к традициям иудаизма и еврейского народа. Принцип "Живи и давай жить другим". Пока, к сожалению, они нам дают жизни. Сочетание еврейского и демократического - предмет нашего извечного спора, я в нем невольно участвую с момента репатриации. Либерман предлагает не отделить религию от государства, а разделить религию и политику. Это положение и Закон о возвращении не затронет и самой идее государства Израиль, еврейского государства, каким оно создавалось, не угрожает. Но превращать религию в политическую силу инструмент шантажа преступно. Либерман предлагает отменить религиозные советы. Пусть при каждой мэрии, городском совете муниципального образования оказываются религиозные услуги наряду с инженерными, культурными, образовательными и прочими. Пусть это будут отделы, а не государства в государстве и городе. 

Ребята, давайте жить дружно.

counter
Comments system Cackle